Из помещенных в „Торг. Пр. Газете" сведений из отчета о деятельности пароходного общества по Волге за 1902 г. видно, что в этом году было выручено по пассажирскому пароходству чистых 249.569 р., и по буксирному 54.324 р. Таким образом, всего получено прибыли 303.890р.—более против сметы на 15.718 р. За различными уставными отчислениями, в расположение акционеров поступает 36.483 руб. (всех акций 7.800 штук по 250 р. каждая — 1.950.000 р.). Правление предполагает выдать из этой суммы награду служащим 4.750 руб., остальные 31.753 р. причислять к страховому фонду (на 1903 г. последний равен 19.248 р.). На погашение имущества отчисляется за 1902 г. из прибыли 208.669 р. (по балансу на 1903 г. имущество общества—суда и пр.— 3.549.253 р., недвижимое имущество и строения 110.909 р., инвентарное имущество, топливо и проч. 519.950 р.). Валовой доход 1902 г. уступил заработку 1901 г„ на 43.844 р., но превысил чистую прибыль 1901 г.. на 38.088 р. Перевес в пользу 1902 г. окажется еще более существенным, если принять во внимание, что в 1901г. доходы были исчерпаны полностью, расходы же вошли в отчет только за 10 месяцев. Это произошло от того, что в 1901 г. по ходатайству правления, последовало разрешение на исчисление отчетного года с 1 ноября по 1 ноября, а не с 1 января по 1 января, как было прежде. Навигация 1902 г. открылась позже навигации 1901 г., и пароходы совершили на 163 отвала меньше, чем в 1901 г. Кроме того отрицательно повлияли: неудовлетворительный урожай 1901 г., незначительность весеннего улова рыбы на Каспийском море и отсутствие спроса на рабочую силу с Кавказа. Пароходы перевезли груза в 1901г. - 5620000 п. заработали 579.252 р. или по 10,3 коп. с пуда, а в 1902 г. - 6.334.638 пуд. на 559..445 р., или около 8,8 коп. с пуда, т. е. менее на 1,5 к. Пассажиров, войск и арестантов проехало в 1901 г. и 1902 г. почти одинаковое количество, но в 1901 г. в среднем выручено около 1 р. 24 к. с каждого пассажира, а в 1902 г. средняя выручка не достигла и 1 р 20 к. Состояние кассы 1902 г. дало правлению возможность произвести уплаты кредиторам на сумму 400.487 р. (долг главным кредиторам достигал 2.198.887 р. и осталось неоплаченным на 1 ноября 1902 г. - 1.798.400 р. все же кредиторы по балансу на 1903 г. значатся в сумме 2.297.595 р.). Главными кредиторами на 1 ноября 1901 г. были: казна - за пароход „Самодержец" 223 т. р., администрация Дервиза 890.386 р., общество Сормово 968.416 р., торгово-примышленному банку 117.134 р. Уплачено по ноябрь 1902г.: администрации Дервиза 40.336 р., обществу Сормово 198.416 р., торгово-промышленному банку 17.134 р., казне за пароход "Самодержец" 44.600 р. Уплатив промышленному банку 49.854 р., по ликвидации убытков по злоупотреблениям с мукою бр. Коноваловых, и восточному обществу полученный аванс в 127½ т. р. , правление сберегло еще достаточные средства, чтобы просуществовать в мертвые для пароходной деятельности месяцы и оплатить расходы по ремонту каравана. 27 ноября 1902 г. между правлением и администрацией Дервиза, заводом Сормово и промышленным банком состоялось соглашение, по которому правление обещает рассчитаться с ними в течение ближайших трех лет, если ему удастся реализовать облигации II выпуска (на 1 милл. р.). Платежи за пароход „Самодержец" рассрочены на 5 лет по 44.600 р. ежегодно (первый платеж уже сделан). Но этот пароход оказался неудачным. Правлению пришлось за него уже затратить около 25.000 руб. и придется ещё затратить до 8.000 руб. Правление надеется. что казна возместит обществу эти затраты. Кроме того. пароходы „Царевич" и "Царевна" совсем устарели (построены в 1861 и 1863 гг.). Правление вошло в переговоры о постройке двух новых пароходов на сормовском заводе. Тогда "Царевич" и „Царевна" будут приспособлены для перевозки арестантов, вместо нынешних „Крестьянин" и „Крестьянка". Предстоящая навигация начинается при весьма тяжелых условиях. Фрахты на буксирные поставки упали небывало низко. Поэтому правление пока удержалось от взятия выводки под свои буксирные пароходы, известные неэкономным расходованием топлива. Лишь в самое последнее время взята от Черононебова выводка от Астрахани до Ярославля около 500.000 пуд. мазута по 8 к. Выгоднее было бы продать буксирные пароходы. Это разрешено обществу, но нет подходящего покупателя. Ничего еще нельзя сказать относительно пассажирского дела, все зависит от результатов деятельности каспийских рыбопромышленников. Можно опасаться, что эти результаты предвидятся не совсем утешительные. Отсутствие достаточного количества других грузов повело уже к еще большему понижению даже и прошлогодних низких фрахтов. Поэтому правление представляет смету на 1903 г. с чистым остатком лишь в 257.155 р. По балансу на 1903 г. у общества облигационный реализованный долг равен 445.750 р., запасный капитал 43.882 р., дебиторов у общества на 1903 г. значится на 218.969 р.
(Из журнала "Русское судоходство", 1903 год, № 6 стр. 193-195)
Упоминаемые суда: Самодержец, Царевич, Царевна, Крестьянин, Крестьянка.
Упоминаемые судовладельцы: пароходное о-во "По Волге"..