Пожар возник на этом пароходе в то время, когда он стоял у нефтянки общества «Кавказ и Меркурий», в Кашине. По словам очевидцев, причина возникновения огня – форсунки. Огонь распространился весьма быстро. Через пять минут машинное отделение все было уже в огне, команда бросилась наверх, ища там спасение. Снизу огонь также быстро выбрался наверх, где для него была уже обильная пища в виде деревянных, пропитанных краскою надпалубных построек. О тушении огня нечего было и думать, команда занялась собственным спасением. В довершение всех бед пароход стоял бок о бок с нефтекачкой, в которой было около 68 тысяч пудов нефти. Отойти от нефтекачки пароходу было невозможно: машинное отделение бездействовало, ветер был «навальный» на нефтекачку, последняя загорелась весьма быстро. Громадное пламя двух пылающих судов, из которых одно было с значительным запасом нефти, угрожало опасностью недалеко стоявшему хлебному каравану, который, однако, успели развести. Оба судна сгорели до основания, имущество команды погибло, ибо спасать что-либо, кроме своей жизни, не представлялось возможным. Жертвою несчастья стал машинист парохода «Константин Кавос», г. Федоров, который утонул на глазах команды. После покойного остались жена и пять человек детей. Убыток от пожара выражается в сумме свыше 150 тысяч рублей. Сгоревшие суда и нефть нигде застрахованы не были.
Интересна подробность этого пожара. В настоящее время, когда цена пуда нефти в Астрахани достигла 31 к., Волга имеет чрезвычайно опасное в пожарном отношении топливо, так называемый полу-натурал, точка вспышки которого 55 градусов. Иметь такое легковоспламеняющееся топливо на пароходах − значит подвергать последние чрезвычайной опасности. Существующие правила признают топливо такой вспышки недопустимым на пароходе, а экономическая жизнь, отвергая осторожность, заставляет пароходства питаться такой нефтью. На пароходе «Константин Кавос», по словам знающих лиц, было именно такое топливо. Выше мы сказали, что причина возникновения пожара была форсунка. Происходит это таким образом: при зажигании неисправная форсунка выбрасывает целый букет пламени и огненных брызг, по недосмотру на слани около топок очень часто бывает пролитая нефть, которая может воспламениться. Чем ниже точка вспышки, тем быстрее этот остаток нефти загорается, а раз на слани был разлитый полунатурал, то нет ничего удивительного, что он загорелся сразу.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1905 год, 1 сентября, № 185, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Константин Кавос.
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое..