Вскрытие Волги позатянулось в нынешнем году, но прошло сравнительно благополучно. Крупных катастроф, к которым привыкли волгари, во время нынешнего ледохода не было, а такие несчастия, как потопление нескольких судов в разных местах, и в счет не идет. Правда, опасность грозила каравану в сормовском затоне близ Нижнего, такая же опасность представляла и в Рыбинске, но, если не считать двух-трех срезанных баржей, то все окончилось только страхом.
Все вышло как будто необычно, и волгари только разводили руками. «Что за причина такая?» рассуждали они, радостно посмеиваясь: «кажись, никаких особых мер не принимали, а вот на, поди, как все ладно вышло. Нет, с русским авось еще жить пока можно».
Итак вскрытие было благополучное. Но вот началась и навигация. И как только началась, так все пошло обычным порядком: потопления, аварии, столкновения, пожары. Сезон потоплений начало волжское начальство. 16 апреля около Астрахани, по газетным сообщениям, в 2½ часа ночи казенный пароход «Иоанн», на котором ехал инспектор судоходства Теглев по своему участку, столкнулся близ Ямного поста с баркасом Жижина «Летучий». Баркас получил большую пробоину в корпусе и тут же затонул на глубине 6 сажен. Пароход «Иоанн» получил незначительные повреждения в носовой части корпуса. Люди с затонувшего баркаса спасены. Виновниками аварии оказались лоцмана казенного парохода и командир затонувшего баркаса, шедшие без соблюдения правил плавания.
Виновники найдены. Это очень хорошо, но пример все-таки подан дурной и притом с той стороны, откуда следовало бы ожидать совсем других примеров. Чего же можно ожидать от баркаса «Летучий», если пароход «Иоанн», на котором находится сам инспектор судоходства, идет без соблюдения правил плавания?
Затем произошла история с пароходом Иванова и Кунгина «Вестник». Царицынская газета передает следующее. На пароходе «Вестник», шедшем вверх до Камышина, саженях в десяти от посадской пристани вдруг послышался взрыв и из машинного отделения повалил пар. Действие машины сразу было приостановлено и приступлено к выяснению причин взрыва. Оказалось, что от переполнения пара лопнула будто бы стеклянная трубка и еще что-то. Во время взрыва на пароходе произошла суматоха и давка: многие пассажиры, желая узнать, что случилось, испуганно бегали по пароходу, некоторые же, вбегая с детьми на верхнюю палубу, кричали: «пожар!» Одна женщина до того растерялась, что, не отдавая себе отчета, бросилась на плывшую льдину; после порядочных усилий она была вытащена на берег. Продлись еще одну минуту паника, многие пассажиры стали бы бросаться в воду; к счастью, все обошлось без человеческих жертв. Во время взрыва на берегу собралась масса публики; все думали, что горит пароход. Пароходы Иванова и Кунгина отличаются неустройством. Так, машина «Вестника» настолько стара (она сделана, кажется, в 60 годах), что во время хода «хлябает» и свистит, а корпус парохода «играет». Это, по мнению компетентных людей, легко может повлечь гибель парохода и находящихся на нем пассажиров, а потому, дабы предотвратить заранее могущую произойти страшную катастрофу, убогому инвалиду, т. е. «Вестнику», и вообще купеческим допотопным пароходам давным бы давно следовало быть на покое или производить существенные ремонты.
Старая и вечно новая история: «лопнула трубка и еще что-то», кто-то крикнул «пожар», началась паника и затем «к счастью все обошлось без человеческих жертв». Именно «к счастью», потому что «машина стара», «хлябает», а корпус «играет». Как же не сказать, что к счастью все обошлось без человеческих жертв. Но не всегда же везет счастье, когда-нибудь оно и изменит. Господам Ивановым и Кунгиным, конечно, это наплевать, они, надо думать, вовремя остерегутся и сами на «Вестнике» без крайней нужды не поедут, но каково то будет пассажирам, когда дряхлая посудина пойдет в один скверный день ко дну.
А вот и еще потерпел аварию пароход «Четыре Бугра» и, по словам «Сар. Лист.», произведенное по этому случаю расследование еще раз доказало тот общеизвестный факт, что многим из рейсирующих на Волге пароходов уже давно бы пора прекратить свою работу по их ветхости. Так, когда начали тщательно осматривать корпус поврежденного парохода, он оказался настолько плох, что его, по словам очевидцев, можно было «проткнуть хорошей палкой»; на пароходе не было ровно никаких спасательных приборов, так что благодаря только счастливой случайности катастрофа обошлась без человеческих жертв.
Опять, как видите, катастрофа обошлась без человеческих жертв благодаря счастью, потому что пароход можно «проткнуть хорошей палкой», до того он ветх.
До сих пор «все обстоит благополучно» и счастье, слава Богу, помогает. Помогло оно благополучно окончиться и столкновению пониже с. Васильева пароходам «Макарьевцу» Немкова и «Мите» Зарубина. Правда, что на первом поврежден левый борт и обшивка ниже кожуха, но это вздор, столкновение окончилось все же счастливо.
Но вот вам ужасный случай, когда счастье, наконец, изменило и без человеческих жертв не обошлось. «Астр. Л.» сообщает, что 17 апреля снизу шел колесный пар. «Путник» Фетисова, а навстречу ему «Экспресс» Ашурова. Последний ударился носовою частью в кожух «Путнику»: кожух частью был раздроблен в щепки, а частью упал в воду вместе с каютою, в которой в это время спал штурвальный с семейством с женой и двумя малолетними детьми. Штурвальному раздробило обе ноги, жена его отделалась незначительными ушибами, а дети оба утонули. Штурвальный привезен в Астрахань на пароходе «Голубка» Пятова и препровожден в больницу.
Прибавлять к этому нечего.
Ул–ов.
(Из газеты «Самарская газета», 1898 год, № 93, 3 мая, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым )
Упоминаемые суда: Вестник (Возможно в заметке упомянут именно этот пароход), Четыре бугра, Макарьевец, Митя.
Упоминаемые судовладельцы: Немков Н.Н., Зарубин М.П...