[1904] Новые правила по речному судоходству и судоходный надзор

На одном из заседаний секции, бывшем в конце прошлого года в Нижнем Новгороде судоходного съезда, представитель от городского управления в Нижнем Новгороде, присяжный поверенный Полидоров заявил, что наше законодательство в отношении речного судоходства – архаическое, в значительной своей части отжившее свой век.

По мере, так сказать, того, когда и как загремел гром, путейское ведомство начинало креститься и в помощь отсталому законодательству издавало правила и всевозможного рода инструкции.

Всем памятная прошлогодняя июльская катастрофа с пароходом «Петр I» и газетные, по этому поводу, разоблачения открыли целый ряд вопиющих непорядков при перевозке грузов, в результате которых 26 июля прошлого же года министром путей сообщения издан был особый циркуляр. В этом циркуляре особенно рекомендовалось чинам путейского ведомства иметь неослабное наблюдение за исполнением уже установленных правил по принятию мер к безопасности пассажиров и по снабжению пассажиров всеми необходимыми спасательными средствами на случай катастрофы. Затем, впервые были даны указания в отношении нагрузки на пароходы грузов, опасных в пожарных отношениях.

Вслед за этим уже в текущем году г. товарищем министра путей сообщения 10 марта утверждены «технические правила о надлежащем в противопожарном отношении устройстве плавающих по внутренним водным путям судов и о снабжении их противопожарными и спасательными средствами».

Наконец, 8 августа тек. года министром путей сообщения утверждены еще «временные правила перевозки по внутренним водным путям грузов, требующих особой осторожности от огня».

Эти последние правила и восполняют тот крупный пробел, который был обнаружен наглядно при катастрофе с «Петром I» и являются развитием преподанных в общем виде и наспех указаний по отношению к нагрузке на пароходы товаров в вышеозначенном циркуляре министра путей сообщения от 26 июля пр. г.

Временными правилами разработан целый список опасных в пожарном отношении грузов и список этот разделен на грузы менее опасные, могущие грузиться с известными предосторожностями и на пассажирские пароходы, на грузы более опасные, которые разрешаются к перевозке только на товарных пароходах и взрывчатые и самовозгорающие грузы, для перевозки которых установлены общие правила.

В настоящее время уже отпечатан и разослан на заключение сведущих и заинтересованных лиц проект новых правил по установлению на судах электрических проводов.

Помимо этого издается масса более или менее мелких распоряжений со стороны путейского ведомства, а опасная гостья холера заставила забить тревогу по принятию санитарных мер, с целью не допустить ее переселения на Волгу.

Таким образом ужасный гром в виде катастрофы с пароходом «Петр I» разрядил странную по своей примитивности атмосферу в грузовом волжском деле и вынудил издание вышеозначенных давно ожидаемых правил.

Своевременно настойчиво отмечалось и печатью и сведующею публикою, что в отношении погрузки товаров не соблюдались никакие правила предосторожности в отношении пожара не только пароходством компании «Надежда», у которой «Петр I» находится в аренде, но и буквально всеми пароходствами на Волге, а потому едва ли одна компания «Надежда» является ответственною за случившееся с «Петром I» несчастие. Лучшим доказательством этому служит и то обилие, в изданных после этой катастрофы, правил, перечисление которых сделано нами выше. Но дело к сожалению не в одних правилах и сами по себе правила никогда не могут дать гарантии, что они будут исполняться. Только настойчивое проведение правил в жизнь, только неослабное наблюдение за их проведением может дать такую гарантию. Без такого же надзора правила рискуют остаться до поры до времени только напечатанными на бумаге для утешения публики и для перенесения уже без всякого к тому сомнения всей ответственности в случае нового несчастия на лиц, не исполнивших правила. Не для кого из докладчиков не секрет, что и теперь еще некоторые пароходства, не имеющие у себя товарных пароходов, а работающие только пассажирскими, перевозят на своих пароходах и грузы «более опасные в пожарном отношении, а в числе их даже и спички».

Волжское пароходство растет и улучшается. В навигацию этого года выпущен целый ряд новых пароходов: О-во по Волге открыло новую линию между Рыбинском и Нижним, О-во Кашиной увеличило свой флот двумя пароходами – одним собственным, а другим, принятым от Бородачева для работы из процентов, новые пароходы выстроены пароходствами: Любимова, Бр. Каменских и т. д.

Если принять к этому во внимание, что цена на топливо в этом году чрезвычайно высока, а фрахты остались почти прошлогодними становится вполне понятным, что в силу конкуренции пароходства, по крайней мере значительная их часть, добровольно не будет исполнять невыгодных для себя правил.

Только судоходный надзор в состоянии правила эти провести в жизнь и ответственность за это остается всецело на нем; только уверенность, что конкуренты исполняют правила, заставит и остальных исполнять их и направить конкуренцию не в сторону всевозможного рода обхода законов, а к техническому усовершенствованию флота.

Калинин.


(Из газеты «Самарский курьер», 1904 год, 27 июля, № 39, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Петр Первый.
Упоминаемые судовладельцы: компания "Надежда", Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Любимов И.М., Бородачева Е.П., Кашина М.К...