[1894.06] Оживление пароходного движения в верхнем плесе реки Камы
Кто имел случай наблюдать пароходное движение в верхнем плесе р. Камы прежде и теперь, того не может не поразить значительное его оживление. Несмотря на то, что от Перми до Усолья и дальше – по Вишере и Колве – ходит ежедневно два, а в некоторые дни и три парохода весьма солидных размеров – они всегда имеют достаточно пассажиров и грузов. Такое оживление движения едва ли не обязано тому, что установившееся в прошлую навигацию по этой линии движение пароходов Верхне-Камского пароходного товарищества совершается по тарифу для пассажиров, если не ошибаемся, лишь в 50% прежде действующего. Товарищество, по-видимому, рассчитало, что и при этом тарифе можно работать с пользой, хотя и не такой большой как прежде, когда едва не каждая навигация давала предпринимателю возможность приобретать новый пароход. Конкуренция товарищества побудила понизить тариф и прежде работавшего на этой линии предпринимателя (пароходство Лунегова), что, по-видимому, было вовсе не в его видах. По крайней мере, ничем другим нельзя, кажется, объяснить такого приема, как отправка ныне последним одного за другим двух пароходов в один день, как расчетом нанести такой убыток конкуренту, который заставил бы его ликвидировать дело. Само собою разумеется, что отсутствие солидного конкурента даст возможность снова возвратиться к прежней таксе и, таким образом, наверстать возможные потери по нынешнему прогону пустых иногда пароходов. Нечего говорить, что насколько выгодна конкуренция предпринимателей для экономического благосостояния населения этого обширного края, способствуя оживлению его торговых сношений, настолько же грозит невыгодами и уничтожение этой конкуренции, и установление монополии в пароходном сообщении в верхнем плесе Камы и на рр. Вишере и Колве. Естественно, что заинтересованное в этом деле население края с большим интересом следит за исходом борьбы конкурентов и серьезно озабочено вопросом: неужели возможно возвращение старых порядков, когда от каприза предпринимателя зависело, например, принять или совсем не принять груз.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1894 год, 28 июня, № 92, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Лунегов Г.М., Верхне-Камское товарищество..