[1886.11] Вымогательство управляющих пароходом Кашина
Черный Яр (От нашего корреспонд.). Всем известно, что в самом начале и в самом конце навигации, вот уже не первый год промышляет по Волге частный пароход «Кашин», совершая легко-пассажирское движение между Астраханью и Царицыном. Пароход этот всегда бывает переполнен чернорабочим людом, стремящимся весною на заработки, а осенью домой, и разными лицами торгового звания. Слывет он для проезжающих дешевым потому, что по объявлениям берет плату за проезд ниже всех прочих легких пароходов, в чем всякий убеждается уже из смысла печатных объявлений «Кашина», прибитых на пароходных пристанях. Насколько же «Кашин» в действительности оправдывает себя пред пассажирами как пароход «дешевый», свидетельствует следующий, только что происшедший со мною случай. Садимся мы с одним из моих знакомых на этот пароход из с. Никольского, во II класс, и начинаем заботиться о билетах. Так как на пароходе не оказалось таксы, то необходимо было осведомиться о цене. Как раз вошел в класс один из служащих на пароходе. Мы спрашиваем и слышим такие цены: от Никольского до Черного Яра 3 р., а до Царицына 8 руб. Не поверив этим ценам ввиду объявлений парохода (не имеющихся, почему-то, на самом пароходе), что с 1 октября взымается плата за проезд пассажиров уменьшенная, мы отправились к кассе, и там от той же личности слышим те же цены. Я начинаю возражать, что требуемая плата не согласна с объявлениями, и не только не равняется плате на легких пароходах прочих компаний, а превышает таковую более чем в 2 раза, ибо компании взымают, напр., от Никольского до Черного Яра не выше 1 р. 20 к. Предлагаю за свой путь 1 р. 50 к. Кассир отказал наотрез, и закрыл кассу. Я обратился к управляющему пароходом, но и он сослался опять на того же кассира. Так оставался я без билета до самого Черного Яра, досадуя на то, что попал в обман. Одновременно со мною претендовали за себя и некоторые пассажиры III класса, которым, подобно мне, приходилось, должно быть, выкладывать не «уменьшенную», а утроенную плату. Однако, как ни досадно было, а опасаясь быть провезенным мимо пристани и во избежание скандала, я принужден был отдать требуемую плату, пониженную, впрочем, до 2 р. 40 к., и получить билет. После я уяснил себе, что значит плата по уменьшенным ценам у «Кашина»: с меня запросили 3 руб., и после уменьшили на 60 коп.
Что это за обращение с находящимися в пути, и что это за бесцеремонность в распоряжении чужими карманами. Ведь благодаря объявлениям «Кашина», я мог нарваться на окончательный скандал, и быть сконфуженным и даже оскорбленным, коль скоро имел бы при себе денег не выше 1 р. 20 к.; цены билета 2-го класса прочих компаний, которых не хватило бы и для билета 3-го класса на «Кашине». Подобный поступок управляющих пароходом Кашина представляется положительным вымогательством. Что хотят, то и требуют. Интересно бы знать, известно ли самому хозяину Кашину, как «промышляет» его пароход под управлением (кажется, племянника его) некоего Александра Капитонова Кузнецова. Так вот он какой, дешевый пароход… Коммерческий люд, конечно, торгуется о цене за билет, и волей-неволей отдает, что запросили, не желая связываться с молодцами управителями парохода, а черному люду – не привыкать терпеть от права сильного. Вот оно и сходит все с рук благополучно, но ведь вымогательство предусмотрено Уложением издания 1866 г.
(Из газеты «Астраханский справочный листок», 1886 год, 14 ноября, № 251, стр. 2-3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Кашин.
Упоминаемые судовладельцы: Кашин М.М...