[1912.06.12] Пароход «Баян» общества «по Волге»
Двенадцатого июня вышел с судостроительной верфи "Сормово" построенный для
общества "По Волге" товаро-пассажирский пароход «Баян». Корпус парохода
построен из мягкой стали Мартена, имеет длину 280 футов, ширину с кожухами
60 футов и 9 дюймов и осадку с полным грузом 11 четвертей. Грузоподъемность
около 37 тысяч пудов. Котлы (два) пролетной системы с перегревателем системы
Ноткина 2-ого. Машина тройного расширения с перегревом пара в 1200
индикаторных сил и клапанным парораспределением для всех трех цилиндров
системы Маршаля-Радовановича. Штурвал паровой, для изоляции звука под
фундамент подложен прессованный войлок. Кают первого класса - 18 на 30
человек, второго класса - 29 на 51 человека, третьего класса - 22 на 28
человек и 68 общих мест, в четвертом классе - 790 мест. По удобствам для
пассажиров и роскошной отделке пароход «Баян» займет на Волге одно из первых
мест. Салон первого класса отделан испанским платаном под руководством
художника Лиштвана, в строго выдержанном стиле ампир: по середине зала
устроен аквариум с фонтаном. На галерее первого класса для защиты от ветра
устроены особые ширмочки. Каюты первого и второго классов имеют гардеробы и
шкафы для платья. Как новинку следует отметить устройство в носовой части
для третьего класса очень светлой общей столовой, оборудованной диванами с
мягкими сиденьями и столами. Стены столовой художественно расписаны краской
и по стенам развешаны гравюры с картин Третьяковской галереи. В каютах
третьего класса два света, как и во всем нижнем этаже. Четвертый класс
совершенно изолирован от товаров.
Двенадцатого июня на пароходе «Баян» проводились
испытания при осадке 8 четвертей 2 вершка на ровный киль с грузом около
20000 пудов при топливе 1500 пудов с полным вооружением и инвентарем.
Испытание проводилось на мерном расстоянии в 10 верст. Эту дистанцию
«Баян» прошел вниз по течению в 23мин. 46 сек., а вверх против течения
прошел 18,70 верст/час, развив при 37 оборотах, при отсечке 0,75 и
давлении пара в 200 фунтов 1300 индикаторных сил. Расход топлива выразился
на одну индикаторную силу в 1,09 фунт нефтяных остатков в час. По
сравнению расхода топлива на одну индикаторную силу с пароходом «Графиня»
(1,24 фунта) оказалась на пароходе «Баян» экономия в топливе, благодаря
перегреву пара и клапанному парораспределению, на 14 процентов.
В непродолжительном времени общество "По Волге" выпускает
второй пароход того же типа - «Витязь».
(Из журнала «Волжское судоходство», 1912 год, № 4-5, стр. 56)
Упоминаемые суда:
Баян.
Упоминаемые судовладельцы:
пароходное о-во "По Волге"..