[1903.07.02] Еще о катастрофе на Волге — гибели парохода «Петр I»
Пароход «Петр I» − двухэтажный, американского типа, − направлялся из Самары в Рыбинск. На пароходе было 250 пассажиров и более 7,000 пудов груза.
Пожар был замечен, когда пароход находился в 10 верстах от Нижнего Новгорода, у линдавского берега, двумя верстами выше Сормова. Пароход должен был взять нефть. Делая оборот, лоцман заметил густые клубы дыма, поднимавшиеся из закрытого помещения на нижней палубе, в носовой части, где были погружены кипы льна и пакли. В этой момент вбежал кто-то на палубу и закричал: «Горим!» В один момент весь пароход преобразился. Пароход окутался густыми клубами дыма, из которых вырывались огненные языки. Поднялся треск горевших перегородок. Паника обуяла всех пассажиров. В одном белье выскакивали они на палубу. Были пущены в ход пожарные шланги, но ничто уже не помогало – огонь разрастался со стихийной силой. По приказанию капитана пароход был направлен на берег, но берег оказался крутым, и пароход очутился в еще более плачевном положении: нос, охваченный огнем, врезался в берег, а корма – на глубине нескольких сажен. Во время хода пассажиры кидались с кормы, но почти все погибли. Лодка, спущенная на воду, была опрокинута обезумевшими пассажирами. Пожар возник в 7 час. утра и многие были захвачены огнем в своих каютах, из которых они не могли уже выбраться. Маленькие дети хватались за взрослых, те, в свою очередь, бросали скамейки, спасательные круги и все, что попадалось под руку. Одна женщина, услышав о пожаре, выбежав из каюты, упала в обморок, и в один миг сделалась жертвой пламени. Другая женщина бросилась в воду и поплыла, а за шею ее держалась маленькая девочка – несчастную убило колесом парохода! Один из пассажиров кинулся в воду со своим ребенком и ухватился за руль; обжегши руки, он спас ребенка. Много детей утонуло и сгорело, забытых во время поднявшейся суматохи. Несколько пассажиров лишились рассудка и кинулись в средину пожарища. Капитан парохода все время был на своем посту; в это время у него горела жена; он оставил только тогда свой пост, когда под ним загорел мостик.
Капитан Караулов служил уже 11 лет – с ним сделалось нервное расстройство. Пароход, груженый паклею, представлял обильную пищу для огня. Человек 10 погибло от ожогов; а сколько всего погибло – неизвестно; пока найдено 14 трупов, но с каждым часом список погибших увеличивается. По показанию управляющего пароходством компании «Надежда», г. Зевеке, на пароходе было в I классе 10 человек, во II – 24 и в III – 50, следовательно, 84 человека, но капитан говорит, что было более 250. В Нижнем Новгороде узнали о пожаре в 8 часов утра, и тотчас же на место катастрофы прибыли баркасы речной полиции: пароходы «Вотяк», «Доброжелатель», пароходы «Самолета» и Кашиной. Пароход «Николай Жеванов», шедший на расстоянии одного получаса от «Петра I», пришел на место катастрофы, когда уже пароход пылал со всех сторон. На этом пароходе ехала группа экскурсантов-гимназистов из города Екатеринодара. Благодаря им была спасена одна девушка. Экскурсанты дали ей свою одежду и снабдили необходимыми деньгами. В это же время шел пароход «Дмитрий» Кашиной. Капитан хотел встать на якорь близ пылающего парохода, но пассажиры запротестовали, и капитан ограничился посылкою одной спасательной лодки. Пароход «Петр I» принадлежал Качкову и был застрахован. На место катастрофы выехал следователь по особо важным делам г. Некрасов и инспектор судоходства г. Доможиров.
А. П.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1903 год, 9 июля, № 148, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Петр Первый, Николай Жеванов, Дмитрий.
Упоминаемые судовладельцы: Качков А.В., «Надежда», компания, «Самолет», общество акционерное пароходное, Кашина М.К...