Г–да пароходные буфетчики, очевидно, приобрели практический опыт – сбывать гнилые продукты во время отвала пароходов от пристани, когда и провожающим и отъезжающим и, наконец, всей пароходной прислуге «сильно некогда». Неприглядный поступок буфетчика с парохода «Фельдмаршал Суворов» был учинен с нами при следующих обстоятельствах: в числе 10-ти человек мы собрались на сказанный пароход проводить своего знакомого, едущего починиться к столичным светилам медицины. Пришли мы за час до отхода, а потому и присели за стол 2 класса, потребовав ужин; в последний включили 3 порции раков. Все заказанное, – конечно, «с подожданием», – подавалось довольно скоро, – не готовы лишь были раки, на которых, не скрою, у нас разыгрался особенный аппетит. Но вот свистки на пароходе – первый и второй, а раков все продолжали варить, – так нас водил официант. Наконец – и третий свисток; из-за стола мы встали, но в это время подаются на стол давно жданные раки, которые, к нашему удивлению, оказались не только теплыми, как этого нужно было ожидать, но прямо-таки замороженными, причем подавший их немедленно предъявил требование уплатить ему за заказанный ужин. На пароходе все засуетилось, началось обычное «прощай, пиши», «носовые и кормовые к чалкам», «за все ли получено?» и т. д. Наскоро всякий из нас, предварительно пожурив за медленность официанта, начали разбирать поданных раков и, о ужас, они оказались все до того сгнившими, что при отделении у раков шейки (хвостов) от остального туловища, «класс», несмотря на открытые его двери и окна, переполнился зловонием. Конечно, времени для заявления о таком непозволительном поступке буфетчика в эти последние секунды отвала парохода ни у кого не найдется, ибо слышишь уже «убирать сходни, отдавать чалки», а тут нужно отъезжающему сказать «прощай и снабдить его обычными пожеланиями; самому же нашему больному было только до себя; так этот случай и прошел безнаказанно буфетчику парохода «Фельдмаршал Суворов».
Из прочитанного в «Листке» № 179 опровержения г. Медведева, тоже буфетчика с парохода «Александр II» вижу, что он, в подкрепление силы своего оправдания, сослался на командира парохода, которому, он говорит, прежде всех пассажиров ведать должно, что на пароходе творится. К этому я возьму другой случай: всем известно, что промышляющие верховые торговцы арбузами платят за доставку последних большие деньги, так что стоимость их в 2 раза увеличивается от перевозки, между тем, пароходская команда также грузит на пароходы громадные партии тех же арбузов, но только бесплатно провозит вверх во все места, и вот, в попутных верховых пристанях тем, кто уплатил пароходному обществу за провоз арбузов, продать на пристани не удается, ибо команда парохода, имея арбузы бесплатно провезенные, может несравненно дешевле продавать их; отсюда, конечно, кладчики, средствами которых содержится вся пароходная рать, терпят убытки, о чем они во всяком месте заявляют, но жалобы их остаются гласом вопиющих в пустыне. Разве об этом произволе команды не знает командир парохода? Без сомнения – да, но мер каких-либо к устранению этого зла не принимается.
Примите уверение и проч. В. С–в.
(Из газеты «Астраханский листок», 1902 год, 24 августа (6 сентября), № 182, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Фельдмаршал Суворов, Император Александр II.
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое..