[1904.06.26] Авария парохода «Императрица Мария Феодоровна»

26-го июня, около 2 час. дня, к Царицынской городской пристани Общества «Кавказ и Меркурий» подходил, работая одним левым колесом, пароход этого О-ва «Императрица Мария Феодоровна».

Тяжело было смотреть на этого гиганта-красавца, недавно выпущенного на лоно матушки-Волги из сормовского завода и уже с трудом подвигающегося к дебаркадеру, в полной уверенности получить здесь исцеление от случайно полученной раны.

Толпа любопытной публики, осведомленная об аварии ранним утром из полученной агентством телеграммы, − видимо, волновалась. Слышались разные замечания по адресу пароходной администрации.

«Что ж это, новый пароход и уже вторая поломка? Идя вверх, он целые сутки чинился в Самаре. Говорят, около Камышина он разбил целый плот».

На пароходе от очевидцев-пассажиров, людей вполне компетентных и знакомых с правилами речного плавания, мы получили следующие данные.

Около 12 ч. ночи (на 26 июня) пароход «Императрица Мария Феодоровна», идя вниз, против Камышина, ударился, на полном ходу правым кожухом, а затем и колесом о плот. Толчок был настолько сильный, что многие вещи попадали на пол, несколько кронштейнов разбилось вдребезги.

В этот момент большинство еще не спавшей публики 1-го и 2-го классов выскочило на палубу. Одни кричали: «Спасайтесь!», другие, изрыгая громы и молнии, требовали пред свои грозные юпитерские очи самого командира: «Где ж он, что он делает?» Какой-то полуинтеллигент бегал по палубе с спасательным кругом, отыскивая удобное место, чтобы прыгнуть в воду.

На воде было так темно, что, как говорится, «зги не видно», к тому же электричество по приказанию командира было уже потушено, а вместе с тем он распорядился осмотреть правую наружную часть парохода и трюм.

Паника овладевшая публикой, при одном неуместном слове могла бы повлечь за собою грандиозную катастрофу.

К счастию, в числе пассажиров нашелся умный и сообразительный господин. «Успокойтесь», − крикнул он, − «командир на своем посту и делает все, что необходимо. Если нам будет угрожать опасность, поверьте мне, что он вовремя предупредит об этом!» Эти магические слова сразу охладили пыл обезумевшей публики. Только изредка слышалось легкое ворчание, но и последнее вскоре умолкло.

Оказалось, что на фарватере, по которому предстоял путь пароходу, ближе к горной стороне р. Волги, остановился плот, за отсутствием на нем надлежащих сигнальных знаков, он, за темнотою, был принят вначале за плывущую лодку, а когда с парохода уже заметили присутствие его на воде, и командир, стоявший в этот момент на вахте, чтобы избежать столкновения, скомандовал «Руль направо!» и затем дал сигнал на машину: «Задний полный ход!», было уже невозможно предотвратить столкновение: пароход правым колесом ударился о плот. Сила удара была так велика, что не только деревянные, но и некоторые металлические части колеса поломались настолько, что потребовались серьезные исправления.

Подобного рода случаи на Волге явление нередкое. Винить в этом одну пароходную администрацию было бы крайне неосновательно. Часть вины тут падает на речную полицию, которая, к слову сказать, в большинстве случаев относится к своим обязанностям крайне индифферентно, а в результате такого недосмотра, при самовольном размещении судов и плотов самими владельцами, без участия речной полиции, как это было и в данном случае, обнаруживается нарушение установленных правил для речного плавания. Из слов очевидцев видно, что на плоту, во 1-х, отсутствовал проводник, а во 2-х, чернорабочие, находившиеся на нем, не сочли нужным выставить надлежащие сигнальные фонари на верхнем и нижнем конце плота.

Слабо светящий фонарь был только за помещением рабочих, ближе к нижней части плота; естественно при сильной темноте, скрыло корпус самого плота и ввело в ошибку командира парохода.

Правда, пароход чинился и в Самаре, идя вверх, но там были другие причины: произошла поломка в машине.

Пароход в настоящее время стоит в Соляной пристани, производя ремонт правого колеса.

Несмотря на серьезное повреждение пароход «Императрица Мария Феодоровна», работая одним колесом, благополучно добрался от Камышина до Царицына, делая в час 17-18 верст. Большинство следовавших на нем пассажиров, несмотря на то, что пароходу предстоит остаться здесь более 4-х дней, не пожелало перебраться на другие пароходы. («Ц. В.»)


(Из газеты «Самарский курьер», 1904 год, 7 июля, № 22, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Императрица Мария Федоровна.
Упоминаемые судовладельцы: Общество «Кавказ и Меркурий»..