[1882.08] Еще о пароходе «Фельдмаршал Суворов»
В среду пришел в Астрахань новый пароход Общества «Кавказ и Меркурий» − «Фельдмаршал Суворов», совершив благополучно второй свой рейс из Нижнего Новгорода до Астрахани. В публику уже давно проникли слухи, что на «Суворове» устроено особенно удобное и роскошное помещение для пассажиров и ничего не упущено из виду, чтобы благоприятной обстановкой сделать для публики пребывание на пароходе не только не обременительным, но даже приятным во время долгого путешествия. И надо отдать пароходу полную справедливость: действительность не только не оказалась ниже предшествовавших ей лестных слухов, но во всех отношениях превзошла их. Лучшего внешнего вида, лучшей внутренней отделки, более обширного и удобного помещения – и представить себе трудно.
Помещение III класса на просторной, чистой палубе, с широкими скамейками и перегородками, отделяющими места одно от другого и оставляющими достаточно пространства чтобы лечь, помещения служащих, камера с аппаратом для электрического освещения и стеклянные рамы над машиною – занимают первый дек. Выше, во втором, помещаются I и II классы с общими столовыми, для каждого класса отдельно, с общим помещением для мужчин во II классе и общим салоном – в I-м, с отдельными каютами как для пассажиров I класса, так и II-го. Об отделке этих частей много распространяться не придется; все, что можно себе представить как необходимое, удобное, комфортное и роскошное здесь налицо. Разница между II-м и I-м классом небольшая: только обивка стен и диванов немного разнится, и то нисколько не в ущерб удобству пассажиров. Как там, так и тут те же мягкие диваны, та же чистота и комфорт, только разве доски на умывальниках во II классе цинковые вместо мраморных, как в I классе. Общее помещение для ванной и души, и вокруг всего дека общая наружная галерея, с парусинным от солнца навесом, который гораздо целесообразнее деревянной крышки, по специальному назначению галереи как места пребывания исключительно в хорошую погоду; несколько большее число столов на ней было бы, однако, очень желательно, ввиду того, чтобы сохранить возможность в жаркий день не запираться для еды в каюту или столовую. Несколько отдельных слов посвящаем салону I класса: это небольшое отделение в носовой части, прекрасное по устройству, роскошное по отделке – оно вполне будет оценено публикой, которой в пути необходимо место общего сбора для чтения газет и разговора, с целью разнообразить монотонность путешествия. Поставив здесь изящное пьянино Беккера отличного тона, с портретом масляными красками над пьянино знаменитого фельдмаршала, имя которого носит пароход, и разместив рожки электрического освещения в массивных кистях бархатной драпировки, повешенной с особенным уменьем – пароходное общество, казалось, хотело показать верх предупредительности к пассажирам и свое желание удовлетворить даже самому прихотливому вкусу и вполне в этом успело.
При длине в 286 фут. и наибольшей ширине в 35 футов, «Суворов» имеет машину в 1500 индикаторных сил. Машина построена в 1881 году, в Англии в Глазго на машинном и корабельном заводе John Elder & Comp. № 254. Две из поворотных плиц колес парохода – стальные, весят по 45 пудов и одна весит 60 пудов; они способствуют равномерному движению и парализируют мертвую точку. Весь же пароход окончательно собран инженером Общества в Спасском Затоне, принадлежащем Общ. «Кавказ и Меркурий». По слухам, весь пароход стоит 360 тыс. рублей, что с такой машиной, размерами и отделкой, как на «Суворове», не может казаться дорого. Первый рейс пароход сделал с 31720 пудами груза. Капитан – Густ. Густ. Тигерштет – пользуется завидной славой чуть не единственного из капитанов, который может ходить по Волге без лоцмана.
(Из газеты «Астраханский справочный листок», 1882 год, 12 августа, № 173, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Фельдмаршал Суворов.
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое.
Упоминаемые судоверфи: Эльдера завод в Glasgow (Шотландия).