[1904.04] О необходимости систематической огласки происходящих с пассажирскими судами аварий
Два пассажирских парохода «Екатеринбург» Любимова и «Отец» бр. Каменских, вышедшие первым рейсом из Екатеринбурга, ночью налетели на затопленный берег и получили значительные повреждения. В сообщении нашего корреспондента не сказано, были ли на пароходах пассажиры, и если были, то какие они вынесли впечатления от первого путешествия по Каме. Виноватыми в аварии оказались ночная темнота и затопленный берег, принятый капитанами обоих пароходов за льдину. Так и следует записать на черной доске «аварий»; в прежние годы бывали случаи на Волге и на Каме, что вся судовая команда, от капитана и до матросов, отправлялась в первый рейс изрядно «спрыснутою», т. е. в пьяном виде. Наше предложение заносить все случаи неудачного плавания пассажирских пароходов на черную доску у нижегородской биржи не понравилось ни судохозяевам, ни даже волжской печати. Если дело стало только из-за окраски доски, то ведь мрачный черный цвет можно заменить более жизнерадостным красным, но безусловно необходима регистрация несчастных случаев с речными пароходами, от каких бы невинных причин они ни происходили, и регистрация не канцелярская только, а такая, которая во всякое время была бы доступна обозрению и проверке публики. Говорят, что неломающихся машин не изобретено, что порча машин происходит от внешних причин, напр., от того, что бревно попадет в колесо; все это вне всякого сомнения, как верно и то, что нет таких пароходов, которые в воде не тонут и в огне не горят. Но, путешествующая на пароходах публика, так или иначе страдающая от аварий, не может утешиться этими объяснениями; ей было бы приятно узнать, что несчастные случаи с пассажирскими пароходами на наших реках случаются все реже и реже. Начало нынешней навигации ознаменовалось повальными авариями. Все это как будто в порядке вещей, и только когда случится крупное несчастие, вроде пожара на пароходе, оказывается, что порядки на наших речных пароходах прямо-таки возмутительные, капитаны набраны с борка да с сосенки. Ни судоходный надзор, ни ныне употребляемые способы огласки несчастных случаев с речными пароходами, по-видимому, ни к чему не ведут. Необходимо испытать новое средство воздействия на судохозяев. И уже без всяких шуток мы стоим за ведение правильных списков авариям с указанием в них пароходного общества, имени парохода, имени капитана и, наконец, свойства и причины аварии. Списки эти следует печатать за счет судохозяев, обновлять по мере надобности и выставлять на всех пристанях. Чувство стыда и конкуренция – мы уверены – сильнее подействуют на участвующих в перевозке пассажиров лиц, чем многие другие меры. Да и такая общедоступная систематизированная статистика аварий послужит ценным материалом для обоснованных правильных суждений о действующих лицах и порядках на речных пароходах.
(Из газеты «Новое время», 1904 год, 30 апреля (13 мая), № 10114, стр. 4. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда:
Екатеринбург,
Отец.
Упоминаемые судовладельцы:
Любимов И.И.,
Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом..