Мы приближались к путейской брандвахте. Скоро возле дамбы на одном из путейских пароходов взвился зловещий красный флаг. Чрез минуту такой же флаг показался на вышке против дамбы, на песках, и оттуда быстро направился к нам на брандвахту, − очевидно, с приказанием окончательно закрыть ход, − «Михаил Репин». Но пока он шел, сверху навстречу приближался меркурьевский «Петр Великий».
− Если он пройдет нас прежде, чем дойдет «Репин», то его пропустят!
Обстоятельства сложились неблагоприятно для «Петра» и ехавших на нем пассажиров. «Репин» прошел скорее тяжело груженого гиганта, и последнему пришлось повернуть к покровскому берегу и здесь остановиться. «Репин», отдав приказание не пускать ни одно судно, не исключая лодок, прошел мимо нас и занял позицию выше, выбросив красный флаг.
На палубу «Петра» высыпали недоумевающие пассажиры. Предвкушая эффектное зрелище, многие вооружились биноклями. Кругом было тихо. Притаились остановившиеся караваны судов. Мрачно чернело впереди рядом с путейским пароходом судно, нагруженное порохом. От него отделилась лодка с несколькими людьми. На некотором расстоянии лодка остановилась и в воду опустилась черная фигура.
− Водолаз! – проговорил один из присутствовавших, не отрываясь от бинокля. – Закладывает мину.
Лодка постояла, приняла появившуюся из воды фигуру, затем направилась обратно. На месте ее стоянки показался «буек», − очевидно, указывавший место закладки снаряда. Наконец, пароходы разошлись.
− Сейчас будут взрывать! – пронеслось по палубе.
Но поверхность реки была спокойна. Прошло томительных четверть часа, затем еще более томительная вторая четверть. Пароходы не двигались. Часовая стрелка показывала половину седьмого, когда пароходы начали снова приближаться друг к другу.
− Очевидно, у них неудача! – решил капитан. Они заложили мину и теперь не знают – взорвет ее или нет, но вместе с тем боятся пропускать суда.
От пароходов снова отделилась лодка и снова, сделав рейс, вернулась. Было уже семь часов. «Петр Великий» дал тревожный свисток. В это время пароход с судном, на котором находился порох, начал неохотно удаляться. Сумерки сгущались.
«Сызрань», сияя электричеством, поравнялась с нами.
− Ход свободен! – послушалось оттуда из рупора.
Взрывы не удались…
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1903 год, 5 сентября, № 193, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Петр Великий.
Упоминаемые судовладельцы: «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое..