Конечно, это не может не ставить в затруднение пассажиров, в особенности приехавших до пристаней за десятки верст.
Нам почти ежедневно приходится наблюдать, как всякий, вновь приехавший на пристань, подходит к вывешенным здесь объявлениям, в надежде найти интересующий его ответ.
Но, увы, он может тут узнать, на одной и той же стенке – таксы трех пароходств, но только не пароходства Любимова. От этого последнего здесь красуется только объявление о том, что пароходы ходят ежедневно и бывают там тогда-то, а там тогда-то.
А сколько будет стоить попасть в эти места – объявление красноречиво умалчивает.
Некоторые, более опытные пассажиры осаждают конторщика, но и тут без малейших успехов.
Странно все это – не правда ли?
На днях нам приходилось наблюдать такую сцену.
Один собиравшийся ехать до Казани господин, желая во что бы то ни стало узнать действительную стоимость проезда во 2-м классе до Казани, решил получить эти сведения, так сказать, у источника – и зашел на пароход «Вятка».
Осмотревшись кругом, он, к крайнему своему удивлению, увидел опять-таки только объявления о времени прихода пароходов и только.
Он обращается к одному из администрации парохода, ему говорят:
− «Справьтесь у помощника командира, он наверху».
Пассажир подходит к стоявшему на борту парохода господину с бледным, острым лицом.
− Можно у вас узнать, что стоит проезд до Казани во 2-м классе?
− Садитесь на пароход, там узнаете, − был довольно грубый ответ.
− Но, позвольте, − мне желательно хотя приблизительно знать это, прежде чем я буду в распоряжении парохода.
− Хотите ехать – садитесь!.. А там вам покажут!.. таксу!.. – еще грубее обрывает пом. командира.
Пассажир озадачен. Его, видимо, поразило выражение: «там вам покажут». Оно и действительно страшновато. Бог его знает, что еще там покажут…
− Нет, уж лучше на Каменских ехать, − вслух решает он, хотя и придется подождать до полночи. По крайней мере, там деньги действительно по объявленной заранее таксе возьмут и больше ничего не покажут.
Говоря серьезно – это крайне неудобно: платить по таксе уже тогда, когда будешь на пароходе. Тут уж, ведь, не увернешься – какая бы такса ни «показалась».
Все это вызывает соображения, которые не вполне вяжутся с установившейся репутацией любимовского пароходства.
Заговоривши о крупных пароходах, вспомнил о самом маленьком пароходике, бороздящем воды матушки Камы от Перми до Осы. Пароходик этот, конечно, «Водорез». Мал он и плох настолько, что и сам по себе не безопасен, но он, видимо, считает себя неуязвимым от каких-либо несчастных случайностей, где может потребоваться лодка. Причаленная к корме лодка эта представляет из себя чуть не решето. По крайней мере, недавно оханские фланеры, уже в 10 час. вечера, т. е. когда было темно, − свободно любовались дырьями в дне этой лодки, сквозь которые видны были – «и месяц, и звезды, и тучки толпой»…
Не мешало бы кому следует обратить на это внимание.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1903 год, 3 июня, № 117, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Водорез.
Упоминаемые судовладельцы: «Любимов Иван и К°», акционерное общество..