[1892.08.31] Пожар парохода «Посланник» на Волге
В пятницу, 31-го июля, в 4 часа утра, против стан. Лебяжинской сгорел дотла буксирный парох. «Посланник» в деревянном корпусе, принадлежащий наследникам Лапшина, построенный назад тому около 12 лет. Пароход направлялся вниз по течению, полным ходом, в Астрахань, с двумя порожними баржами. По словам Астр. Вест., пожар случился от вышиба (отдачи форсунки), после чего тотчас деревянные части в машинном отделении воспламенились. Загорелось в то время, когда пароход подходил к названной станице. Когда форсунку отшибло, кочегар, бывший здесь, получил осколком удар в голову. Машинист и ушибленный кочегар, видя, что затушить распространявшийся огонь нет физической возможности, выбежали наверх; первый сообразил, что надо остановить ход машины, и решил попробовать это, но безуспешно: в машине был уже сплошной огонь. Кроме вахтенных, из прислуги все спали крепким сном. Командир и лоцман, бывшие на трапе, услыхав крик кочегара и заметивши огонь, пробивавшийся из машины, – сообразили, в чем дело, и моментально кинулись было тушить пожар, но, заметив огненные языки, охватившие всю машину – остались наверху, на трапе. Командир скомандовал, чтобы на баржах отдали буксир и встали дальше от парохода на якорь. Лоцман же направил пароход к берегу. Северный ветер дул по направлению носовой части. Пароход свернул и продолжал работать полным ходом. Машинист стал кричать, чтобы все спасались, ибо может произойти взрыв котлов. Когда пароход повернулся носом на ветер, на кормовой части уже не было возможности стоять: огонь охватил кожуха, рубку и высоким пламенем взвивался вверх. Машинист, кочегары и несколько матросов, в чем были, бросились с кормы парохода в лодку и отплыли. Командир же все время стоял на кожухе, раздетый наголо, с спасательным кругом в руках, готовый броситься в воду. Лоцман, между тем, отдал якорь и стал спасать свое семейство, находившееся в кожуховой каюте.
Как только брошенный якорь удержал пароход, машина, по какой-то причине, перестала работать. В это время, какими-то судьбами, жена помощника командира оказалась на кормовой части, и взывала о помощи. Муж ее, набравшись мужества, проник туда через пламя и провел жену с ребенком на носовую часть парохода обходным бортом, позади кожуха.
Вся остальная прислуга скучилась на носу судна, и ждала спасения извне, с подходившей лодки. Лодка приближалась с подветренной стороны, спущенная с пар. «Александр I-й», г. Карина. Пароход этот шел сзади, тоже с баржами. С «Александра I-го», как только заметили несчастье на «Посланнике», спустили лодку для подания помощи спасавшимся. Самому пар. «Александр I-й» невозможно было подойти даже на 10 сажен к горевшему корпусу – так сильно было пламя. Вскоре подоспел еще на помощь баркас, но последнему делать было нечего, так как вся прислуга уже была спасена. Командир спрыгнул в лодку только в одном теплом пальто; белье же и все остальное остались на горевшем пароходе. Вся прислуга спаслась, в чем была; все имущество у каждого сгорело. Книги, расчетные книжки рабочих и 600 р. денег, бывшие в кассе, все сделалось жертвою огня. Деревянные части сгорели. Огонь прекратился, когда нечему было гореть: осталось только железо. Корпус «Посланника» стоит на 8-футовой глубине, недалеко от берега Лебяжинской станицы.
Пожар продолжался не более одного часа: корпус был сухой и пропитан мазутом. Акт составлен на берегу лебяжинским атаманом, в присутствии станичного доктора, который перевязал рану, полученную кочегаром. Несчастий с людьми не было.
«Посланник» застрахован в об–ве «Россиянин» в сумме 28,000 р.
Вся прислуга с «Посланника» вчера доставлена в гор. Астрахань пароходом «Александр I-й».
Взрыва котла не было.
(Из газеты «Волжский вестник», 1892 год, 10 (22) августа, № 200, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым).