Царица (1859, 1860, 1881, 1885, 1892, 1897), Дворянка (1902), Самарканд (1908, 1914), Дворянка (1915), Самарканд (1921)


Номерной знак судна - 1931 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908), 305/1 (1914), 1931 (1915, 1921)
Регистрационный номер Русского Регистра - 994, дата осмотра судна и его имя на эту дату: 1902.11 - "Дворянка"
Место регистрации - Астраханская дистанция (1885)
№ Регистр Части Главвода - 2023 (1921)
Название судна до Февральской революции - Самарканд (1921)
Назначение судна - пассажирское (1859, 1860, 1881), товаро-пассажирское (1885), пассажирское (1892), товаро-пассажирское (1897), пассажирское (1902), товаро-пассажирское (1908, 1914), буксирное (1915), буксирно-пассажирское (1921)
Движитель - колесо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1915, 1921).
Владелец - «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году (1859), Пароходное общество “по Волге” (1860), «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году (1881, 1885, 1892, 1897, 1902), Восточное товарных складов, страхования и транспортирования товаров с выдачей ссуд общество (1908, 1914), «по Волге», пароходное общество, учрежденное в 1843 году (1915), «Кавказ и Меркурий» и Восточное Общество («Камво») (последний владелец, судно национализировано) (1921) Место пребывания владельца - г. С.-Петербург (1908, 1914).
Дата и место постройки судна - 1858 Англия (1859); 1858 (1860); 1859 Англия (1881, 1921).
Плес, для которого построено судно - речное судно, построено для плавания по глубоким и мелким плесам (1921).
Состояние судна - пригодно к плаванию, требуется малый ремонт (1921).
Корпус:
Основной материал, из которого сделан корпус - железо (1860, 1881, 1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1915, 1921)
Год и место постройки - 1860 Англия, London, завод Samuda Brothers (1885); 1859 Англия, London, завод Samuda Brothers (1892, 1897, 1902, 1908, 1914); 1859 Англия, Лондон, завод Самнет и К° (1915)
Наружные размеры судна (м):
Длина наибольшая - 56.32 (1885), 56.36 (1892, 1897), 56.38 (1902, 1908, 1914, 1915), 55.16 (1921)
Ширина наибольшая с кожухами - 12.31 (1897), 12.34 (1902, 1908, 1914), 12.24 (1921)
Ширина наибольшая без кожухов - 6.61 (1885), 6.71 (1892, 1897), 6.7 (1902, 1908, 1914, 1915), 6.95 (1921)
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 2.53 (1892), 2.48 (1897), 2.53 (1902, 1908), 2.51 (1914, 1915), 2.28 (1921)
Осадка судна порожнего - 0.88 (1885), 1.02 (1892, 1897, 1902), 1.06 (1908, 1914), 1.02 (1915), 1.06 (1921)
Осадка судна при полной нагрузке - 1.24 (1885), 1.2 (1892), 1.24 (1897, 1902), 1.6 (1908, 1914), 1.51 (1921)
Минимальная осадка судна - 1.06 (1881)
Осадка судна - 0.5 (1859), 0.76 (1860)
Максимальная осадка судна - 1.21 (1881)
Подробности по корпусу: 4 переборки, электрическое освещение, деревянная палуба (1915)
Машина(ы):
Год и место постройки - 1860 Англия, London, завод Ravenhill, Salkeld & Co (1885); 1859 Нижний Новгород, завод Курбатова (1892, 1897, 1902, 1908); 1859 Нижний Новгород, завод Кузнецова (1914); 1888 Нижний Новгород, завод Курбатова (1915); 1859 (1921)
Модернизация - Год последнего капитального ремонта машины - 1888 (1921)
Количество - 1 (1902, 1908, 1914, 1915, 1921).
Тип - компаунд (1902), компаунд с холодильником (1908), Пенна (1914), компаунд, вертикальная, качающиеся цилиндры, инжекционный холодильник (1915), Пенна (1921).
Мощность, л.с. - 70 (1859, 1860, 1881)
Мощность - 70 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914), 100 (1915), 70 (1921) номинальных сил; 240 (1885), 280 (1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1921) индикаторных сил.
Род потребляемого судном топлива - нефть (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1915), мазут (1921)
Количество топлива, потребляемого машиной - 17 пудов в час (1902), 16 пудов в час (1908), 13 пудов в час (1914), 11 пудов в час (1921)
Размеры цилиндров (дюймы) - 23 х 35 (1915).
Ход поршня (дюймы) - 36 (1915).
Котел(лы):
Год и место постройки - 1860 Англия, London, завод Ravenhill, Salkeld & Co (1885); 1859 Нижний Новгород, завод Курбатова (1892); 1888 Нижний Новгород, завод Курбатова (1897, 1902, 1908); 1888 Нижний Новгород, завод Кузнецова (1914); 1888 Нижний Новгород, завод Курбатова (1915); 1888 (1921)
Регистрационный номер(а)- 435-6 (1902), 2188-9 (1908, 1914). Дата регистрации - 1896 (1902), 1910 (1914).
Количество - 2 (1902, 1908, 1914, 1915, 1921), тип - оборотный цилиндрический (1902), оборотный (1908, 1914, 1915, 1921).
Давление пара - высокое (1859, 1860), среднее (1881).
Рабочее давление пара в котлах (атм.) - 8 (1902, 1908), 8 (1915), 10,5 (1921).
Площадь нагрева котлов в кв. футах - 1545 (1908), 1544 (1914), (772.49 + 772.49 (1915), 1400 (1921).
Пассажировместимость (чел.):
2-ой класс - 18, 3-ий класс - 40 (1897),
3-ий класс - 300 (1902),
3-ий класс - 400 (1908),
2-ой класс - 14, 3-ий класс - 150 (1914).
Оплата проезда и багажа:
Провозная плата с пассажиров в каютах от 20 до 35 рублей, а с пуда клади от 15 до 35 копеек (1859), Плата с пассажира от 12 до 40 рублей, а с пуда клади 1 рубль 20 копеек (1860).
История плавания:
С навигации 1859 года ходил между Нижним Новгородом и Астраханью на расстоянии 2165 верст. Пассажирные пароходы делают вверх до 170, а вниз более 200 верст с осадкою 20 дюймов (1859), Ходит между Астраханью и Нижним Новгородом на расстоянии 2165 верст. Вверх 260 верст, вниз же до 350 верст в сутки, с осадкою 2½ фута (1860).
Число служащих на судне (чел.) - 23 (1902, 1908), 22 (1914).
Число судовой команды: палубной - 14, машинной - 11 (1921)
Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 57.33 (1885), 98.27 (1892), 98.28 (1897, 1902), 147.41 (1908, 1914)
Наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 2457 (1908)
Район плавания - Нижний Новгород - Астрахань (1859, 1860); Волга (1881); Нижний Новгород - Астрахань (1892, 1897, 1902); Саратов - 12-ти футовый рейд (1908, 1914); рейд Каспийского моря (12-ти футовый) (1915); Волга (1921)
Противопожарное оборудование - пожарные рукава (1902), Паротушитель и донка (1908), Паротушитель (1914)

Комментарии, замечания:
- Похоже, что информация о годе и месте постройки машины и котла не совсем недостоверна. Дело в том, что "Царица", один из первых пассажирских пароходов общества по Волге, построенных по заказу общества в Англии, что и подтверждается данными Списка 1885г. Однако, начиная со Списков 1892 г. в качестве места постройки машины и котла указывается завод Курбатова в Нижнем Новгороде, а в 1914 г. завод Кузнецова, который, кстати, был расположен в Городце, а не в Нижнем Новгороде. С учетом данных Регистра 1915 возможная версия: в 1888г. в ходе капитального ремонта судна на заводе Курбатова заменен котел и установлена новая (или капитально отремонтирована старая) машины.

Факты из жизни судна:
- [1861] Реклама рейсов о-ва "по Волге" от Казани до Астрахани
- [1886] Реклама рейсов пароходов общества «по Волге» от Казани до Астрахани, Саратова и Нижнего
- [1887] Ледоход и первые пароходы на Волге
- [1887] Катание на пароходе «Царица» в Астрахани
- [1887] Открытие навигации в Царицыне
- [1887.05] Реклама пароходного общества «по Волге» в Самаре в мае 1887 года
- [1888.07.12] Взрыв котла на пассажирском пароходе «Царица» общества «по Волге»
- [1890.06] Кража на пароходе общества «по Волге» «Царица»
- [1890.06] Реклама пароходного общества «по Волге» в Казани в 1890 году
- [1890.08] Реклама пароходного общества «по Волге» в Самаре в августе 1890 года
- [1894.06] Планы общества «по Волге» экспонировать на Всероссийской выставке в 1896 году два новых парохода
- [1895] Проблемы у пароходов «Уралец», «Вьюн» и «Царица» на Каспии и в низовьях Волги перед началом зимовки
- [1896] Посадка на мель парохода «Царица» общества «по Волге»
- [1896.05.20] Авария с пароходом общества «по Волге» «Царица»
- [1898] Общество "по Волге" в 1897 году
- [1898.06.13] Происшествие на пассажирском пароходе «Царица»
- [1900.05] Реклама ВОТС в «Астраханских губернских ведомостях»