[1904.11] Итоги навигации 1904 года для пароходчиков
Для крупных пароходчиков-поставщиков только что закрывшуюся навигацию в общем нужно считать благоприятной в смысле заработка. Обилие воды, во все время, главным образом хорошо этому способствовало, дав возможность беспрепятственно и скоро вывести в верховые пункты все количество взятых поставщиками нефтяных грузов, без обыкновенных больших затруднений на перекатах и паузок. Освободившись поэтому в начале октября от работ с нефтяными грузами крупные пароходчики могли заняться работой по выводкам и поставкам хлебных товаров, которых, как известно, было ныне в изобилии в районах Волги и Камы. Как ни дешева считалась поставочная зимняя цена 4¾ к. Астрахань−Нижний, по которой были взяты главнейшие выводные партии нефти у «Нобеля», О−ва «Мазут», «Восточного о−ва» и др., несмотря на значительное повышение цен на топливо, но в виду вышеуказанных особенностей нынешней навигации фрахты не только не поднимались, как это ожидали, а стремительно падали до таких размеров, при которых почти невозможно было работать без убытка, даже при всех благоприятных путевых условиях. Особенно дешево ценились выводки, которые по необходимости брались пароходчиками по ½ коп. до Царицына, 1 коп. до Саратова и 2¾−2½ до Нижнего; от этих цен при дороговизне топлива решительно не оставалось пользы. С недавних пор «Нобель» и др. крупные фирмы вменяют в обязанность поставщикам-пароходчикам хранение грузов в их баржах до того времени, когда нефтяникам заблагорассудится принять грузы. Таким образом поставщик хранит зачастую груз с июля месяца до мая следующего года. Затоны около Нижнего всегда заполнены баржами с десятками миллионов пуд. нефтяных грузов, остающихся на полном попечении пароходчиков. Иногда весной получается новое назначение уже приведенных в Нижний барж, – их, например, заставляют вывести в Кинешму, Ярославль и даже Рыбинск. Пароходчик, оставаясь в подчиненном положении, волей-неволей теряет лучшее весеннее время для этой новой непредвиденной и явно убыточной работы. При такой очевидной ненормальности постановки перевозочного дела, где одна сильная сторона произвольно властвует над другой, возможен ли верный подсчет результатов работ этой слабой стороны – пароходчиков? Как бы навигация ни благоприятствовала передвижению грузовых караванов, нельзя определить заработок пароходчиков по совершенно посторонним причинам, как хранение груза, не имеющих почти ничего общего с прямыми обязанностями поставщиков и тем не менее могущих в один день перевернуть все предполагаемые расчеты. Если отбросить эти посторонние причины, то на нынешнюю навигацию крупные пароходчики особенно жаловаться не могут, принимая во внимание общий упадок буксирного дела за последние три многоводных года. Что касается мелких пароходчиков, то здесь дело обстоит гораздо хуже, − те условия, какие благоприятствуют крупным пароходчикам, вроде обилия воды, как раз неблагоприятно, в смысле количества работы и состояния фрахтов, отзываются на общем заработке мелких промышленников. Нельзя сказать, чтобы недостаток работ особенно чувствовался с начала навигации, и более энергичные пароходчики почти не имели больших простоев, но чрезмерная дороговизна топлива положительно обесценивала всякие работы. Одна из самых выгодных работа нынешней навигации – сводка плотов – была достоянием специальных пароходчиков-плотоводов, остальные, т. е. громадное большинство, были заняты, кроме выводок нефтяных грузов в очень ограниченном количестве, выводками соли из Владимировки, арбузов из Быковых Хуторов, которые за сентябрь заняли более ста пароходов, затем хлебные товары дали осенью многим небольшим пароходам работу, хотя и меньше ожидаемого количества и, наконец, множество мелких самых разнообразных выводок и сводок не переставали занимать пароходы во всю навигацию. В результате много переделанного, увеличение валовой выручки против прошлого года и очень мало пользы, так как за топливо платили вдвойне. Астраханских пароходчиков несколько поддержали выводки живорыбниц в последнее время. В общем, итоги нынешней навигации для пароходчиков одинаковы с прошлогодней, а она, как известно, была не из приятных.
Волжский.
(Из газеты «Астраханский листок», 1904 год, 10 (23) ноября, № 249, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы:
«Мазут», общество нефтепромышленное и торговое,
Восточное товарных складов, страхования и транспортирования товаров с выдачей ссуд общество..