От Нижнего до Казани
Пароход «Белевец», на котором мы продолжаем свой путь во всех отношениях превосходит «Ивана Сусанина». Это большое новое судно, совершающее всего 3-ий рейс. Помещения всех классов просторнее и роскошнее. Нам экскурсантам предоставлены отдельные каюты III класса.
Приняв в себя у Нижнего Оку (рис. 16), Волга становиться полноводнее и шире.
Впрочем, с парохода ширина мало заметна и становится очевидной только по сравнению с маленькими фигурками находящихся на берегу людей. Различие между правым нагорным и левым луговым берегом, до Нижнего очень небольшое, теперь сразу даёт себя знать. Левый берег возвышается над уровнем Волги в среднем аршина на 2, тогда как правый подымается сажен на 40 - 50, обрываясь к реке почти отвесно. Этот обрыв отчасти зарос травой и березками, но в некоторых местах обнажен и не может противостоять стремлению Волги надвигаться на правый берег. «Вона», указывал мне волжский старожил рукой на левый берег: «там, где теперь лесом и кустарником заросло, раньше Волга была. И песок, что на левом берегу, от того также, что там Волга текла».
Стена правого берега, состоящего по большей части из красного суглинка, вся перерезана бороздами, прорытыми дождевыми потоками, сбегавшими в Волгу.
Вдали уже виднеется мост Моск. Каз. ж. д., грандиозное сооружение на 7 быках, и наши фотографы начинают готовить камеры. Но до моста ещё минут 20 пути и разгрузка у какой-то пристани.
Кстати о разгрузке. «Дубинушку» вы уже не услышите на Волге. Новые условия жизни, новые люди... «Дубинушка» перешла теперь на сцену, в хор Славянского и др. Мне удалось разобрать один из употребительнейших теперь припевов «зимогоров»:
«Молодчики, голубчики, раз ещё.
Разудалые, голубчики, повыше».
Получают «зимогоры» за разгрузку 4 руб. с 1000 пудов.
25 июня. Под утро не спалось. Встал рано и решил спуститься в машинное отделение «Ниагары».
Машинист Ив. Феод. Баранов, прелюбезный человек, охотно дает объяснения. На «Ниагаре» установлена машина системы Зульцера в 1400 индикаторных сил. Она поглощает в день в среднем 800 пудов мазута, а за целый рейс Нижний — Астрахань — Нижний, который продолжается 15 суток (собственно, пути 240 часов) – 8000 - 8500 пудов. В машине 3 котла, в каждом 12 «форсунок», т.-е. крошечных отверстий, через которые нефть мелкой пылью входит в котел, тотчас воспламеняется и развивает громадную температуру.
У машиниста 2 помощника; кроме того, двое «водосмотров», наблюдателей за водой и паром, «масленщики» и 4 кочегара.
В недра машинного отделения спускаешься по крутой винтовой лестнице; уже перила последней так горячи, что за них невозможно держатся.
Я пробыл у топок всего несколько минут, но пот выступил из всех пор, и я, пожав руку симпатичному машинисту, поспешил наверх.
Тем временем экскурсанты поднялись, и на носу уже сидят любители природы. Я присоединяюсь к ним.
Природа действительно способна очаровать самого черствого прозаика.
Направо отроги Жигулей (рис. 28 и 29), покрытые дремучими дубовыми и сосновыми лесами, они дают сочетания всевозможных теней и вместе с деревушками, засевшими в ложбинах, представляют чудное зрелище.
Налево пустынная, голая равнина. Впереди могучие воды Волги. Глядишь в эту бесконечную даль, смотришь на эту необъятную ширину — и на душе становится как-то шире, свободнее, спокойнее... Небольшим, слабо лепечущим ручейком, узкой лентой, извивающейся среди зыбких болотистых берегов, вытекает Волга из глухих еловых лесов; поток за потоком, ручеек за ручейком, реку за рекой принимает она постепенно в себя и, широко размахнувшись, разливается по безбрежной русской равнине. Невольно приходит в голову: не так ли и наша Московская Русь из маленького городка суздальского княжества выросла в могучую Империю, раскинувшуюся на полмира.