-
Затон Сормовский. Расположен на правом берегу р. Волги в девяти верстах выше Нижн.-Новгорода и в полуверсте от Сормовского судостроительного завода; со стороны Волги затон защищен песчаной косой, на которой устроена дамба 1) с поставленными на ней деревянными ледорезами 2), которые и защищают зимующие в затоне суда от весеннего ледохода 3). Хотя затон и очень удобный и поместительный, но при всем этом при весенней большой прибыли воды весенний ледоход идет чрез дамбу, когда она бывает залита водою, и попадает в затон , а также и чрез приверх затона, которым и угрожает зимующим судам опасность; вход в затон широкий, имеет в длину около двух верст и в ширину в нижней части 70—100 с, в верхней же части до 30 с.; в нем может поместиться боле 200 судов. На берегу затона для зимовочной при караване команды построены зимовки, а для ремонта--пароходов мастерские и кузницы, принадлежащие судовладельцам. Жилые постоянные помещения для служащих находятся близ затона в с. Сормове. Капитальный ремонт пароходов может исполняться Сормовским заводом, для удобства перевозки тяжестей от завода сделана железно-дорожная ветка. Противопожарные средства имеются при заводе и при зимующем караване. Сормовский затон находится в ведении Нижегородской речной полиции, поэтому для охраны и наблюдения за порядком при затоне постоянно находится надзиратель речной полиции.
Сормовский затон имеет то преимущество, что он находится вблизи сормовской нефтяной пристани и что по окончании навигации нефтяной караван скорее может попасть зимовать в него.
-
Затон Сибирский. Расположен на правом берегу Волги у Н.-Новгорода, близ верхних Сибирских пристаней, и загражден со стороны Волги невысокой песчаной косой. Затон этот небольшой; в нем может поместиться не более 10 груженых судов, и небезопасен во время весеннего ледохода, так как сверху попадает в него много волжского льда, и зимующему в нем каравану укрываться некуда, потому что выше Дарьинской косы берег низкий и затопляется водою; вследствие этого делается сильное течение, и лед весною идет затоном. В виду всего этого зимовать в названном затоне можно только по необходимости.
-
Молитовский затон.В сущности Молитовского затона не существует, так как караваны, которые становятся в Молитовку на зимовку, размещаются у левого молитовского берега на Оке, выше её устья в 5 верстах. Ничем незащищенные от весеннего ледохода, суда постоянно подвержены в это время авариям, потому что левый берег р. Оки имеет песчаные отмели, выступающие в стрежень реки, и караваны близко к берегу подходить не могут не только груженые, но и порожние; несмотря на такое неудобство, у Молитовки становятся на зимовку ежегодно до 100 и более судов; все они осенью размещаются почти по стрежню реки, не считаясь с неудобством – здесь становятся на зимовку груженые баржи с пшеницей Башкировых, Дегтярева, Бугрова и других с прочим грузом; всех груженых баржей становится 30 — 40, с грузом до 4000000 пудов, хотя в зимнее время баржи от груза освобождаются, пшеница увозится на мельницы, в склады или на жел. дор.
Для сохранения от весеннего ледохода караван весною, по мере прибыли воды, подводится ближе к берегу. Причем заблаговременно, в фeвpaле и марте месяцах, судопромышленники нанимают рабочих для расколки льда и тем, еще до прибыли воды в реке, освобождают караван. Такая операция подвозки каравана ежегодно обходится не дешево: тысяч шесть - семь. Несмотря на это, все же дело без аварий не обходится.
-
Борзовский затон или так называемое Борзовское озеро. Расположен на левом берегу выше Молитовки. Затон отделяется от реки Оки песчаной высокой косой, укрепленной у входа в затон поперечной дамбой, вследствие чего он вполне безопасен от ледохода. Длина затона около 300 сажен, ширина 20—25 сажен и глубина 6-7 четвертей; вход узкий и неглубокий. Затон этот существует только для зимовки пароходов и дебаркадеров. Пароходы, не вошедшие по мелководью в затон осенью, становятся ниже. Для того чтобы защитить весною суда, еще зимою, в феврале, нанимают рабочих и лошадей, лед и снег в затоне расчищается и вывозится на ухвостье затона; из него сооружают высокую дамбу, которая и защищает стоящая ниже ухвостья и не вошедшие в затон суда.
В затон может поместиться от 40 и более судов. На левом берегу затона расположены постоянные зимовочные помещения О-ва „Ока" и Башкировых для служащих и мастерские для ремонта судов, здесь же неподалеку находятся механические судостроительные заводы Яковлева и Крюкова.
-
Затон Муромский. Расположен на левом берегу р. Волги ниже устья Оки, верстах в двух; ближайший населенный пункт к затону с. Бор. Затон этот отделен от коренной Волги Муромским островом и в приверх загражден поперечной дамбой, но дамба эта недостаточно высока (3,5 над нулем водомерного поста), так что в высокие весенние воды чрез нее идет волжский лед. В иные годы лед кроме того идет по лугам, которым и нажимает зимующий в затоне караван; вследствие этого зимующее в затоне пароходы стараются из него выходить в Оку, если она только очистилась от весеннего ледохода раньше, чем Волга выше устья Оки. Как Муромский остров, так и левый берег затона, весною заливаются водою, и зимующее караваны входят частью в р. Везломку, где и сохраняются от ледохода, или уводятся в луга по низкому берегу. Вообще необходимо иметь в виду, что затон не вполне безопасен 4). В виду неудобства зимовки судов в Муромском затоне, неоднократно среди судопромышленников возбуждался вопрос о постройке затона в Везломском и Борском озере. За его устройство высказались два собиравшихся в Нижнем - Новгороде совещания: одно в 1898 году с представителями пароходовладельцев и судопромышленников и другое в 1902 году с представителями управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов, города, земства, речной полиции и судоходный съезд, бывший в Н.-Новгороде в декабре 1903 года, а в 1905 году признано было, что устройство Борского затона является настоятельно необходимым в интересах безопасности судовых караванов, скопляющихся у г. Н.-Новгорода. В дальнейшем, благодаря настоятельным ходатайствам Нижегородского биржевого комитета, вопрос об устройстве Борского затона не сходил с очереди, и вероятно в недалеком будущем Борский затон будет оборудован. Проект и план на устройство Борского затона Казанским Округом М. П. С. составлен стоимостью его оборудования приблизительно до 570 тысяч рублей. Дело тормозится в отчуждении земель, за которые владельцы назначают слишком высокую цену: за 55 десятин около ста тысяч рублей. Может быть по ходатайству пред Министерством последует и принудительное отчуждение по оценке, соответствующей действительной стоимости угодий.
Затон поместительный, имеет в длину около 600 саж.; средняя ширина его 60—70 саж., глубина 10--12 четвертей, в нем может поместиться до 150 судов. От спускающихся песков вход в затон делается уже, но в 1912 году расчищен землечерпательной машиной. Взводка судов в затон производится по очереди и под наблюдением речной полиции, причем порожние и мелкие суда становятся выше; для зимней стоянки пароходов отведено особое место—у левого берега, а затем суда размещаются ниже пароходов с интервалом от них в 15—20 саж. Нефтяной караван ставят последним, ниже всего каравана, причем следует заметить, что при всем наблюдении за взводкою судов в затон они ставятся почти вплотную, без интервалов , что в пожарном отношении представляет большую опасность.
При затоне имеются постоянные зимовочные жилые помещения для служащих и мастерские для ремонта пароходов. Противопожарные средства имеются у вольной дружины, у речной полиции и частью у некоторых судовладельцев.
1 )Высота ее над уровнем горизонта воды в реке над нулем 9 аршин
2 )Высота ледорезов 5,035 саж.; всего по дамбе на протяжении 750 саж. расположено 40 ледорезов с 38 пучками (см. пучки).
3 ) Деревянные ледорезы от времени подгнивают и не могут служить надежной защитой зимующих судов в затоне от весеннего ледохода. В целях большей безопасности зимующего в Сормовском затоне - каравана следует сделать заграждение со стороны Волги в виде незатопляемой дамбы.
4 ) Для защиты от весеннего льда дамбу в приверхе острова необходимо сделать выше и довести до незатопляемости в высокие весенние воды