Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Затоны в районе Нижнего Новгорода

  1. Затон Сормовский. Расположен на правом берегу р. Волги в девяти верстах выше Нижн.-Новгорода и в полуверсте от Сормовского судостроительного завода; со стороны Волги затон защищен песчаной косой, на которой устроена дамба 1) с поставленными на ней деревянными ледорезами 2), которые и защищают зимующие в затоне суда от весеннего ледохода 3). Хотя затон и очень удобный и поместительный, но при всем этом при весенней большой прибыли воды весенний ледоход идет чрез дамбу, когда она бывает залита водою, и попадает в затон , а также и чрез приверх затона, которым и угрожает зимующим судам опасность; вход в затон широкий, имеет в длину около двух верст и в ширину в нижней части 70—100 с, в верхней же части до 30 с.; в нем может поместиться боле 200 судов. На берегу затона для зимовочной при караване команды построены зимовки, а для ремонта--пароходов мастерские и кузницы, принадлежащие судовладельцам. Жилые постоянные помещения для служащих находятся близ затона в с. Сормове. Капитальный ремонт пароходов может исполняться Сормовским заводом, для удобства перевозки тяжестей от завода сделана железно-дорожная ветка. Противопожарные средства имеются при заводе и при зимующем караване. Сормовский затон находится в ведении Нижегородской речной полиции, поэтому для охраны и наблюдения за порядком при затоне постоянно находится надзиратель речной полиции.

    Сормовский затон имеет то преимущество, что он находится вблизи сормовской нефтяной пристани и что по окончании навигации нефтяной караван скорее может попасть зимовать в него.

  2. Затон Сибирский. Расположен на правом берегу Волги у Н.-Новгорода, близ верхних Сибирских пристаней, и загражден со стороны Волги невысокой песчаной косой. Затон этот небольшой; в нем может поместиться не более 10 груженых судов, и небезопасен во время весеннего ледохода, так как сверху попадает в него много волжского льда, и зимующему в нем каравану укрываться некуда, потому что выше Дарьинской косы берег низкий и затопляется водою; вследствие этого делается сильное течение, и лед весною идет затоном. В виду всего этого зимовать в названном затоне можно только по необходимости.

  3. Молитовский затон.В сущности Молитовского затона не существует, так как караваны, которые становятся в Молитовку на зимовку, размещаются у левого молитовского берега на Оке, выше её устья в 5 верстах. Ничем незащищенные от весеннего ледохода, суда постоянно подвержены в это время авариям, потому что левый берег р. Оки имеет песчаные отмели, выступающие в стрежень реки, и караваны близко к берегу подходить не могут не только груженые, но и порожние; несмотря на такое неудобство, у Молитовки становятся на зимовку ежегодно до 100 и более судов; все они осенью размещаются почти по стрежню реки, не считаясь с неудобством – здесь становятся на зимовку груженые баржи с пшеницей Башкировых, Дегтярева, Бугрова и других с прочим грузом; всех груженых баржей становится 30 — 40, с грузом до 4000000 пудов, хотя в зимнее время баржи от груза освобождаются, пшеница увозится на мельницы, в склады или на жел. дор.

    Для сохранения от весеннего ледохода караван весною, по мере прибыли воды, подводится ближе к берегу. Причем заблаговременно, в фeвpaле и марте месяцах, судопромышленники нанимают рабочих для расколки льда и тем, еще до прибыли воды в реке, освобождают караван. Такая операция подвозки каравана ежегодно обходится не дешево: тысяч шесть - семь. Несмотря на это, все же дело без аварий не обходится.

  4. Борзовский затон или так называемое Борзовское озеро. Расположен на левом берегу выше Молитовки. Затон отделяется от реки Оки песчаной высокой косой, укрепленной у входа в затон поперечной дамбой, вследствие чего он вполне безопасен от ледохода. Длина затона около 300 сажен, ширина 20—25 сажен и глубина 6-7 четвертей; вход узкий и неглубокий. Затон этот существует только для зимовки пароходов и дебаркадеров. Пароходы, не вошедшие по мелководью в затон осенью, становятся ниже. Для того чтобы защитить весною суда, еще зимою, в феврале, нанимают рабочих и лошадей, лед и снег в затоне расчищается и вывозится на ухвостье затона; из него сооружают высокую дамбу, которая и защищает стоящая ниже ухвостья и не вошедшие в затон суда.

    В затон может поместиться от 40 и более судов. На левом берегу затона расположены постоянные зимовочные помещения О-ва „Ока" и Башкировых для служащих и мастерские для ремонта судов, здесь же неподалеку находятся механические судостроительные заводы Яковлева и Крюкова.

  5. Затон Муромский. Расположен на левом берегу р. Волги ниже устья Оки, верстах в двух; ближайший населенный пункт к затону с. Бор. Затон этот отделен от коренной Волги Муромским островом и в приверх загражден поперечной дамбой, но дамба эта недостаточно высока (3,5 над нулем водомерного поста), так что в высокие весенние воды чрез нее идет волжский лед. В иные годы лед кроме того идет по лугам, которым и нажимает зимующий в затоне караван; вследствие этого зимующее в затоне пароходы стараются из него выходить в Оку, если она только очистилась от весеннего ледохода раньше, чем Волга выше устья Оки. Как Муромский остров, так и левый берег затона, весною заливаются водою, и зимующее караваны входят частью в р. Везломку, где и сохраняются от ледохода, или уводятся в луга по низкому берегу. Вообще необходимо иметь в виду, что затон не вполне безопасен 4). В виду неудобства зимовки судов в Муромском затоне, неоднократно среди судопромышленников возбуждался вопрос о постройке затона в Везломском и Борском озере. За его устройство высказались два собиравшихся в Нижнем - Новгороде совещания: одно в 1898 году с представителями пароходовладельцев и судопромышленников и другое в 1902 году с представителями управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов, города, земства, речной полиции и судоходный съезд, бывший в Н.-Новгороде в декабре 1903 года, а в 1905 году признано было, что устройство Борского затона является настоятельно необходимым в интересах безопасности судовых караванов, скопляющихся у г. Н.-Новгорода. В дальнейшем, благодаря настоятельным ходатайствам Нижегородского биржевого комитета, вопрос об устройстве Борского затона не сходил с очереди, и вероятно в недалеком будущем Борский затон будет оборудован. Проект и план на устройство Борского затона Казанским Округом М. П. С. составлен стоимостью его оборудования приблизительно до 570 тысяч рублей. Дело тормозится в отчуждении земель, за которые владельцы назначают слишком высокую цену: за 55 десятин около ста тысяч рублей. Может быть по ходатайству пред Министерством последует и принудительное отчуждение по оценке, соответствующей действительной стоимости угодий.

Затон поместительный, имеет в длину около 600 саж.; средняя ширина его 60—70 саж., глубина 10--12 четвертей, в нем может поместиться до 150 судов. От спускающихся песков вход в затон делается уже, но в 1912 году расчищен землечерпательной машиной. Взводка судов в затон производится по очереди и под наблюдением речной полиции, причем порожние и мелкие суда становятся выше; для зимней стоянки пароходов отведено особое место—у левого берега, а затем суда размещаются ниже пароходов с интервалом от них в 15—20 саж. Нефтяной караван ставят последним, ниже всего каравана, причем следует заметить, что при всем наблюдении за взводкою судов в затон они ставятся почти вплотную, без интервалов , что в пожарном отношении представляет большую опасность.

При затоне имеются постоянные зимовочные жилые помещения для служащих и мастерские для ремонта пароходов. Противопожарные средства имеются у вольной дружины, у речной полиции и частью у некоторых судовладельцев.

1 )Высота ее над уровнем горизонта воды в реке над нулем 9 аршин

2 )Высота ледорезов 5,035 саж.; всего по дамбе на протяжении 750 саж. расположено 40 ледорезов с 38 пучками (см. пучки).

3 ) Деревянные ледорезы от времени подгнивают и не могут служить надежной защитой зимующих судов в затоне от весеннего ледохода. В целях большей безопасности зимующего в Сормовском затоне - каравана следует сделать заграждение со стороны Волги в виде незатопляемой дамбы.

4 ) Для защиты от весеннего льда дамбу в приверхе острова необходимо сделать выше и довести до незатопляемости в высокие весенние воды



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |