системы. В некоторых коротких каморах шлюзов, как например в шлюзах Слава и Св. Алексей, пароходы вмещались с большим трудом, так что должны были становиться в каморах не по длине камор, а по направлению их диагоналей иначе невозможно было затворить ворота, чтобы накопить в шлюзах воду. При этом замечено, что круглая корма парохода, скользя беспрепятственно по стенами шлюзовой каморы, гораздо удобнее прямой кормы, которая, задевая своими краями, затрудняла бы повороты парохода в каморе, и вместе с тем не дозволила бы затворить ворота. Пройдя шлюзованную часть Мариинской системы, пароходы 6 июля вошли в реку Ковжу, 7 в Белозерский канал, 8 подошли к городу Белозерску, 10 вошли в реку Шексну и подойдя к деревне Иванов Бор, пароходы остановились, чтобы приделать потеси для спуска пароходов через пороги. 12-го июля прошли благополучно порог Иванова Голова, а за ним и все другие и подошли к деревни Ниловице. Здесь 13-го и 14-го июля поставили на свои места колеса, собрали машину и 15 июля под парами отправились далее вниз по Шексне. Пароходы сидели в грузу на ровный киль 21 вершок, а на порогах воды было только 22 вершка; и потому, для безопасности, спускались чрез пороги на снастях, нарочно для того нанятыми рабочими людьми. 16-го июля прибыли к деревне Коленцы; 17 прошли все пороги благополучно; 18 подошли к городу Череповцу, а 20 июля пришли в Рыбинск. Здесь, взяв на буксир по одной барже, отправились к Нижнему Новгороду. Один из пароходов, Изюм, близ Костинского переката, на Волге, стал на песчаную гряду, на 3½ фута глубины; но чрез 2 часа сошел с мели и пройдя 27 июля Ширмакшанскую мель, сплавом, 28 июля прибыл в Нижний Новгород. Таким образом, время, употребленное пароходами на плавание от Петербурга до Рыбинска, составляет 34, а до Нижнего Новгорода 42 дня. Но был пример, что весною 1858 года один компанейский пароход, именно |