- 44 - и доехал в нём остальные 47 вёрст до Астрахани на почтовых, и восхваляя, как он пишет в своих записках, судьбу за избавление от асламки. В 1818 году на заводе Берда в Петербурге, по заказу астраханского жителя, тит. сов. Д. П. Евреинова, человека предприимчивого и богатого, сделан был паровик, а из-за границы выписаны другие части пароходной машины и сложен пароход, неуклюжий, малосильный, глубоко сидевший в воде. Пароход медленно двинулся сверху к Астрахани. Толпы народа сбегались к берегу и дивились чудному судну, — с трубой и печкой, которое само ходит и вверх и вниз, без парусов, без лямки, только печку топи. — Ишь, чёртова расшива! говорили люди. Тёмный люд отнесся к пароходу с боязнью, как дьявольскому наваждению: «Грешно товар везти на этой посуде с печкой!» говорил он. К несчастью, долгое время пароходы на Волге терпели неудачу, оттого, что их не умели делать. Сидя глубоко в воде (не плоскодонные, как ныне), они не могли поднимать больше груза и садились на мель; в случае малейшей порчи в машине, бросали якорь, хотя-бы е полую воду, и для исправления порчи посылали за мастером в Петербург Так как груза брали они немного и путь совершали медленно (3 — 4 недели от Астрахани до Нижнего), то предпринимателю не из чего было заводить пристани и склады дров на Волге. Каждый раз с места отправления пароходы должны были брать запас дров на все время плавания. Вот почему Евреинов, пустивший по Волге сразу четыре парохода, не выдержал и разорился. Этому разорению особенно помогло появление на |