- 42 - иметь на каждые 900 пудов клади по три работника. Без попутного ветра, лучшею тягою была бечевая. Сотни тысяч людей питались на Волге бурлацкою лямкой. Судовладельцы брали с кладчиков в 1857 г. от Самары до Костромы, на протяжных (т. е. с одной артелью, только дневной ход, а ночью отдых на якоре), с пуда 55 к., со сменной же артелью почти вдвое дороже. До сих пор мы касались исключительно грузов движения. Как же удовлетворялись потребности пассажиров? О них совсем не беспокоились, пока не появились пароходы, сносно устроенные, а это произошло, сравнительно, ещё недавно, так как даже в течение многих лет волжского пароходства оно не было приспособлено для пассажиров. Чтобы иметь представление о путешествии по Волге в конце прошлого столетия, мы приведём извлечение из дневника протоиерея Скопина, ездившего из Астрахани в Саратов в 1797 г. по делам службы. 10-го июля о. Скопин выехал на (дощанике) лодке и только на другой день проехал Дурновскую и Лебяженскую станицы. Близь последней долго простояли за ветром. Лебяжью проехали вечером. Встретили дорогою две сплавные с хлебом из Вятки и две с лесом и дровами. 12-го, т. е. на третий день, прошли мимо Замьяна: сильный ветер едва не погубил путников, спаслись в ерик. Прошла буря, и на дощанике подняли парус, с которым и доплыли до Енотаевска, но оставили его влево, остановившись на несколько вёрст выше «на быстроте воды» в Яру, ночевать. «Здесь стояв, вдруг услышали, — пишет о. Скопин, — пальбу и вниз спускающиеся две лодки». Однако, благодаря спокойствию, с которым стояли спутники о. Скопина, лодки, очевидно, разбойничьи, не тронули их, или не заметили. На рассвете 13 числа побежали к Копановской станции; шли часть пути бечевой. Едва только вечером этого дня прошли Ветлянку. 14 утром были у с. Никольская. «Вечером в день сей, — пишет о. Скопин, |