- 40 - судовладельцев отрешаться от неудобных к передвижению и невыгодных судов. Уже одно только увеличение количества грузов вынудило судовладельцев отказаться от преимущественного употребления, для передвижения последних, разноимённых, простой конструкции судов, в роде клядных, дощаников, расшив, межеумок, бархотов, асламак, шитиков, суряков и проч., плававших в первой четверти нынешнего века на Волге в особенном изобилии, и начать устройство машинных судов, способных передвигать разом сотни тыс. пудов «Машинное судно, — говорит г. Штилько в «Р. Суд», — передвигающееся с помощью лошадиной силы, изобретено в 1814 г., когда Пуа-де-Берд получил на неё привилегию. Но коноводки стали употребляться на Волге с 1820 г., после того как крестьянин Сутырин подучил 23 мая 1819 г. привилегию на судно, более усовершенствованное им, чем пуа-де-бердовское, к тому же оно и стоило в-десятеро дешевле: машина Пуа-де-Берд стоила 5 тысяч, а сутыринская только 500 руб. Почти одновременно с Сутыриным, именно в июне 1818 г., корабельный мастер Томас Реби взял привилегию тоже на конно-машинное судно, а в 1828 г. выдана привилегия на подобное же судно англичанину В. Фок. Коноводные машины ходили только вверх и передвигались при помощи завезённых якорей, которые и выбирались лошадьми, с помощью машинных воротов и приводов, устроенных на самом судне. Таких машин в 1836 г. было в действии на Волге 35, а через десять лет число их увеличилось до двухсот. Коноводные машины употреблялись только от Царицына, а от Астрахани ходили пока не ввелось пароходство на парусах. Груз с подчалками доходил до 150 т. пудов. Были попытки заменить силу лошадей течением реки, для чего впереди судна ставили подливное колесо, вал которого, зубчатой системы, соединялся со шпилем, на который и наматывался кабельтов от завезённого якоря. Но способ |