Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Строительство Углического и Рыбинского гидроузлов

Из книги С. Тачалова "Рукотворное море", Верхневолжское книжное издательство, Ярославль, 1982 год.

К началу октября 1939 года на строительстве Углического гидроузла гидромеханизаторы до предела стеснили естественное русло Волги. Затем были взорваны перемычки, ограждающие котлован. Вода хлынула по обходному каналу к бетонной плотине и, пройдя через ее донные отверстия, вернулась на свой извечный путь.

Успокоилась река, но гидромеханизаторы продолжали намывать тело земляной плотины до заданных габаритов. Впервые в отечественной гидротехнической практике намыв плотины производился и в зимнее время.

Прошло еще несколько месяцев, и 19 июля 1940 года в 12 часов 30 минут был перекрыт последний пролет в Угличской железобетонной плотине. Путь волжской воде был прегражден. Уровень верхнего бьефа начал медленно расти. Эта дата стала днем рождения Угличского водохранилища. 8 декабря 1940 года в 4 часа 55 минут инженер Зурабов включил под нагрузку первый агрегат Угличской ГЭС мощностью в 55 тысяч киловатт, смонтированный на год раньше срока. Электроэнергия Угличской ГЭС начала поступать в систему
Мосэнерго. 20 марта 1941 года был введен в строй второй агрегат. . .

В состав гидроузла у древнего Углича, кроме ГЭС, вошли: железобетонная плотина с водосливом для пропуска льда в по­ловодье и донными отверстиями, способными сбросить при необходимости паводочные воды до 12 тысяч кубометров в секун­ду; однокамерный шлюз для судов большого тоннажа; мостовой переход по плотине и через шлюз. Угличское водохранилище имело площадь 327 квадратных километров. Уровень воды по сравнению с меженыо поднялся на 12 метров. Подпор от Углич­ского гидроузла распространился до плотины у села Иваньково, что создало благоприятные условия для судоходства на этом ранее мелководном участке.

Вскоре настали такие же торжественные, праздничные дни и на Рыбинском гидроузле. Наполнение водохранилища здесь было намечено на весну 1941 года. До этого момента нужно бы­ло направить воды Волги и Шексны по новым руслам. Весной и летом 1940 года развернулись работы по решению этой задачи на Волге у Переборов.

Взорваны перемычки, ограждающие котлован от обходного канала. Экскаваторы разбирают взрывной завал, расчищают путь воде. Она робко, словно ощупывая свое новое русло, потекла через донные отверстия железобетонной плотины. А в это время все силы были брошены на перекрытие прорана. Вода бушевала, яростно раскидывая огромные валуны, но в ночь на 24 июня 1940 года Волга у Переборов смирилась и пошла по созданному людьми руслу.

Осенью 1940 года настала очередь Шексны. Через шлюзы старой Мариинки прошел по Шексне последний пароход. Чтобы ослабить напор реки, все шлюзы Мариииской системы были перекрыты. Взрываются перемычки, воды Шексны пропускаются через водоводы Рыбинской ГЭС.

На перекрытии прорана работают вся техника, все люди. ...И вот 24 октября 1940 года в 23 часа 50 минут Шексна перекрыта, причем было это выполнено за два дня, вместо пяти по плану. Весной 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.

17 мая 1941 года был сдан в эксплуатацию один из двух шлюзов Рыбинского гидроузла.

После пуска 22 сентября 1941 года шлюза на Угличском гидроузле проблема судоходства на Верхней Волге — мечта многих поколений волжских судоводителей — была решена.

Наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось — не хватило объема весеннего поло­водья. Однако в первый же год своего существования рукотвор­ное море начало жить полнокровной жизнью. Подпор от Рыбинских плотин распространился по Волге на 120 километров, по Мологе —на 226 километров, по Шексне — на 326 километров и по Суде —на 53 километра. На эти расстояния реки стали судоходными. Перекаты ушли глубоко в воду. Пароходы пошли по судоходным трассам. Путь из Рыбинска до Череповца сократился на 77 километров, до Весьегонска — на 40 километров. На старой Мариинке оказались затопленными четыре низовых шлюза (Ягорба, Черепаново, Череповец, Судьбицы) и подтоплен шлюз Черная гряда. Пошехонье и Брейтово, города район­ного значения, располагавшиеся ранее на небольших мелких реках Согоже и Сити, стали прибрежными портами. Возникли новые трассы на Гаютино, Максу, Гридино и Первомайку.

Как и ожидалось, Рыбинское водохранилище со своей боль­шой открытой площадью оказалось бурным. А по нему продолжали ходить старые волжские мелкосидящие колесные пароходы. В штормовые дни пароходы прятались в подветренной кромке затопленного леса, терпеливо ждали тихой погоды.

С осени 1941 года из Москвы и Калинина, через три водохранилища, на Оку и Каму пошли суда с эвакуированным населе­нием, оборудованием фабрик и заводов; навстречу им шли гру­зы с низовья Волги и Урала, так необходимые Москве, отража­ющей натиск фашистских полчищ.

К началу Отечественной войны Угличский, гидроузел был близок к проектной готовности. Два его агрегата посылали ток в Москву. На Рыбинской ГЭС монтировался только первый аг­регат. Линия электропередачи от Рыбинска до Углича была еще не достроена.

Обстановка требовала форсирования работ. Первый агрегат Рыбинской ГЭС был пущен в эксплуатацию 19 ноября 1941 года, второй — в январе 1942 года. Вскоре была достроена линия электропередачи до Углича, и в Москву пошел ток и с Углич­ской, и с Рыбинской гидроэлектростанций.

За годы Отечественной войны Угличская и Рыбинская станции выработали около 4 миллиардов киловатт-часов электро­энергии и сэкономили 5 миллионов тонн топлива.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |