Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Предыдущее событие: 1937 г., 04 июля. Окончание строительства канала Москва-Волга.
1942 г., август. Попытки судов прорваться из Сталинграда вверх по Волге.

Попытки судов прорваться из Сталинграда вверх по Волге

Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне, Воениздат, 1981,стр. 193-194.

С прекращением транзитного движения на Сталинградском рейде задержалось несколько крупных пассажирских судов. Несмотря на маскировку, они представляли заметные цели для вражеской авиации. Поэтому были предприняты попытки вывести их с рейда.

24 августа 1942 года удалось прорваться вверх по реке грузовому теплоходу Таджикия Камского пароходства. Капитан И. И. Рыбаков сам стоял за штурвалом. От артиллерийского обстрела на судне возник пожар — загорелся хлопок, в корпусе возникли пробоины. Экипаж самоотверженно боролся за живучесть судна. При этом особенно отличились боцман В. П. Бобылев, механик В. П. Евстафьев. Ликвидировав пожар, заделав пробоины, команда доставила груз в пункт назначения.

25 августа потерпела неудачу попытка санитарного транспорта Композитор Бородин прорваться через простреливаемый врагом участок реки у села Рынок. Судно артиллерийским огнем противника было разбито. Из 700 раненых, находившихся на его борту, удалось спасти лишь 300.

26 августа сильной бомбежке подвергся судоремонтный завод. В затоне сгорело несколько несамоходных плавсредств. Такая же участь в любое время могла постигнуть еще остававшиеся на рейде крупные пассажирские суда. Необходимо было срочно выводить их на Верхнюю Волгу. Капитаны теплохода Парижская Коммуна и пароходов Михаил Калинин и Иосиф Сталин получили задание в ночное время прорваться вверх по реке через участок, простреливавшийся противником.

Головным шел теплоход, за ним следовали Михаил Калинин и Иосиф Сталин. Когда суда подошли к опасному участку, гитлеровцы дали теплоходу Парижская коммуна сигнал немедленно подойти к правому берегу. Капитан Л.Д. Галашин решил пойти на хитрость.Создав впечатление, будто судно подчиняется требованиюврага, он одновременно приказал экипажу на случай обстрела подготовить противопожарные средства и непрерывно поливать водой палубу и надстройки. Приблизившись к позициям врага, теплоход резко повернул в сторону и прошел опасное место. Гитлеровцы открыли огонь,но не смогли потопить судно. Благополучно миновал опасный участок и пароход Михаил Калинин (капитан Н. М. Богатов).

Оба судна получили многочисленные повреждения, но команды под руководством опытных капитанов ликвидировали их и пожары.

В более сложном положении оказался пароход Иосиф Сталин. Когда он подходил к простреливаемому участку, противник обрушил на него шквал артиллерийского и минометного огня. Капитан И. С. Рачков погиб на своем посту. Пароход продолжал вести первый штурман А. Г. Строганов, но и он вскоре был ранен осколком в голову. На судне в нескольких местах возникли пожары. Несмотря на принятые меры, потушить их не удавалось. Вышло из строя рулевое устройство. В корпус через пробоины хлестала вода. Возглавлявший пароход первый штурман решил посадить судно на мель, где оно, оставаясь под обстрелом врага, сгорело. Лишь незначи¬тельная часть пассажиров и экипажа была спасена небольшим, служебным баркасом Наблюдатель (капитан И. И. Исаков).


1942 г., август. Попытки судов прорваться из Сталинграда вверх по Волге С прекращением транзитного движения на Сталинградском рейде задержалось несколько крупных пассажирских судов...

| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |