Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Река Нева

Река Нева есть главный исходный водяной путь, по которому свозятся все наши внутренние богатства к Петербургскому порту для отпуска за границу. Входя в систему сплавных путей, она протекает на 70 верст и есть без coмнения самая просторная и самая безопасная по своей глубине (от 3½ до 11 сажень) от верховья до устья. Наибольшая её ширина против Зимнего дворца, где она выделяет из себя короткий, но широкий рукав известный под названием Большой Невки, доходит до 400 сажень; другая значительная её ширина несколько выше при выделении рукава у Литейного моста. Нева имеет однако пороги на 35 версте своего течения от Петербурга против д. Пеллы, от которой они и получают свое название Пелловских, или Пельских порогов. Пороги эти тянутся на 4 версты; они не опасны дли проходящих чрез них судов, особливо для поднимающихся вверх. Для судов идущих вниз, устроен проход до 300 саж. длины около правого берега, к помощи которого прибегают большие суда в свежий ветер, везущие сено и дрова. В этом месте ширина ее не превышает 150 сажень; скорость течения в порогах до 7 узлов в час, общее для всей реки 1¾ узла. Берега Невы большею частью круты и приглубы, но не высоки, однообразны, но скрашиваются многочисленными постройками, между которыми встречается много заводов, фабрик и дач, разнообразящих плавание между Петербургом и Шлиссельбургом—нашим древним Орешком, не раз переходившим то к нам, то к Шведам. Небольшая Шлиссельбургская крепостца, поддерживается как памятник глубокой древности, она расположена на острове лежащем при самом истоке Невы из Ладожского озера, разделяющем реку на два рукава, из которых только северный судоходен, а южный упирается в мель лежащую между берегом и крепостью; выше ее по правому берегу, верстах в 4-х от крепости, поставлен маяк Кошкин, от чего и рейд устроенный на этом месте называется Кошкинский. Ниже его, идет довольно широкий фарватер на протяжении до 4 верст; его пределы между 80 и 200 саженями, а глубина от 18 до 7 фут, служит главным препятствием, что большие грузовые суда плавающие по Ладожскому озеру не могут входить в Неву, почему товары перегружаются у Кошкина маяка на мелкие суда.


| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |