Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
По Москве-реке от Москвы до Коломны

Третий свисток. Пароход медленно отходит от пристани. Он направляется под Даниловский мост. За мостом, вплоть до Окружной железной дороги, оба берега Москвы-реки одеты в гранит. Пароход идет еще в черте города. Москва перед глазами пассажиров. С одной и с другой стороны парохода видны новые прекрасные набережные, корпуса заводов, фабрик, новые многоэтажные здания.

На левом берегу вы видите многочисленные постройки гигантов индустриальной Москвы: автозавода имени Сталина, завода «Динами» и других.

Ниже, за Алексеевским мостом Окружной железной дороги, на правом берегу видны селения – Верхние и Нижние котлы.

Далее село Кожухово и Южный порт столицы.

Всего 18 лет назад оснащение московского речного порта состояло из небольшой пристани на набережной Максима Горького и нескольких деревянных складов на Варшавском шоссе, а сейчас в Москве три мощных, оборудованных современными механизмами порта: Южный, Северный и Западный, каждый из которых перерабатывает в несколько раз больше грузов, чем старая московская пристань.

Совсем недавно за селом Кожухово, на месте, где сейчас расположен Южный порт, было сплошное болото.

Первоклассный речной порт, построенный здесь, является одним из крупнейших перевалочных портов с воды на железную дорогу и с железной дороги на воду. Ежедневно сюда прибывают десятки железнодорожных вагонов для погрузки и выгрузки. Вагоны подходят к стенке порта, и грузы непосредственно из судов перегружаются в вагоны. Погрузочные работы здесь полностью механизированы. Десятки береговых плавучих кранов, автокранов, автопогрузчиков производят погрузку и выгрузку, развозят груз по складам и укладывают его в штабели.

Днем и ночью у железобетонной стенки порта грузятся и выгружаются грузовые теплоходы, баржи, прибывшие из Астрахани, Сталинграда, Ростова, Куйбышева, Казани, Горького, Ленинграда, Молотова, Уфы и других городов Волжско-Камского бассейна.

Чем ближе к Перерве, тем Москва-река шире; кажется, что пароход идет водохранилищем. Это влияние подпора, образовавшегося от Перервинской плотины. Ночью с палубы теплохода открывается чудесный вид на Москву, залитую морем огней.

В Перерве – первый шлюз и первая остановка парохода. Шлюз – одно из интереснейших гидротехнических сооружений. Мелкие, несудоходные реки при помощи шлюзования становятся доступными для регулярного плавания. Шлюзование – коренной метод улучшения судоходных качеств речных путей. Оно заключается в следующем: река через определенные промежутки преграждается плотинами, которые поднимают уровень воды. Участки реки, прегражденные плотинами (они называются бьефами), располагаются ступенями, образуя как бы лестницу.

Для перехода судов из одного участка реки в другой, около плотины сооружаются шлюзы, которые ставятся или рядом с плотиной или в стороне от реки, в обводном, так называемом деривационном, канале, соединяющем верхний и нижний участок реки.

Шлюз представляет собой длинную коробку, образованную двумя продольными стенами и поперечными преграждениями – воротами по концам шлюза. Часть шлюза между верхними и нижними воротами называется камерой шлюза.

Когда хотят перевести судно, например, из верхнего бьефа в нижний, то камеру через особые галереи в голове (а иногда и в стене) шлюза наполняют водой из верхнего бьефа настолько, чтобы уровень воды в камере и верхнем бьефе сравнялся. После этого открывают верхние ворота, вводят судно из верхнего бьефа в шлюз,  и ворота вновь закрывают (во время этих операций нижние ворота камеры остаются закрытыми).

Закрыв верхние ворота, начинают выпускать воду из камеры в нижний бьеф через галереи или отверстия в воротах. Когда нижний уровень воды в камере сравняется с уровнем нижнего бьефа, нижние ворота открывают и судно выводят из шлюза.

При переходе судна из нижнего бьефа в верхний, сначала  выравнивают уровень воды в камере с уровнем нижнего бьефа, а затем открывают нижние ворота и вводят судно в камеру. Потом, закрыв нижние ворота, пускают воду из верхнего бьефа в камеру и, уровняв горизонт воды в камере с горизонтом верхнего бьефа. Открывают ворота, и судно выходит в верхний бьеф.

Шлюзы изобретены в XV  веке. В России шлюзы впервые начали строиться при Петре I.

На участке между Москвой и Коломной шлюзование Москвы-реки было проведено в конце XIX века. Здесь построено шесть шлюзов с плотинами (в Перерве, Беседе, Андреевке, Софьине, Фаустове, Северке).

В годы второй пятилетки был сооружен новый Перервинский шлюз, которому присвоено имя В.И. Ленина. Вместе с Карамышевской плотиной Перервинская значительно подняла уровень Москвы-реки в пределах столицы.

С борта парохода Перервинский шлюз, обсаженный липами и желтой акацией и окруженный цветниками, производит приятное впечатление.

До постройки Перервинского узла у Перервы было заметно старое русло реки. Теперь оно покрыто водой. Еще в начале XIX века Москва-река текла по нему, а затем. Прорвав луговину, пошла по нынешнему руслу. От этого прорыва и получила свое название Перерва.

Сразу же за перервинским гидроузлом вырисовывается группа зданий, раскинутых в старинном парке. На правом берегу среди лип и дубов расположена бывшая подмосковная усадьба московских царей – село Коломенское, возникшее в XIII веке.

В XVI и в начале XVII века село Коломенское было ближайшим к Москве стратегическим пунктом.

В селе Коломенском останавливался Лжедмитрий I. При Шуйском в Коломенском находился главный штаб крестьянских отрядов Болотникова, позднее разбитых под Москвой. Здесь в 1662 г. была учинена жестокая расправа над участниками одного из многочисленных восстаний той эпохи, так называемого «медного бунта». Медные деньги, выпущенные вместо серебряных после войны со Швецией и Польшей, имели хождение в несколько раз ниже своего номинала, отчего, по словам современников, «Учинилась в Московском государстве и во всех городах и уездах великая безмерная дороговель, хлебная и соляная и всякая харчь и на всякие товары». Городская беднота пошла тогда в Коломенское с челобитной. Здесь их принял царь Алексей Михайлович, обещал разобрать дело и наказать виновных. Но когда челобитчики пришли за ответом в Коломенское, их встретили стрельцы и иноземные войска. В Коломенском было тогда казнено свыше пяти тысяч человек, часть была повешена, многие утонули в Москве0реке; более 15 тысяч человек было сослано.

В настоящее время на территории бывшей царской усадьбы организован музей «Коломенское» - филиал Государственного исторического музея». Из построек XVI-XVII вв. сохранились знаменитая шатровая коломенская церковь Вознесения, Часовая и Соколиная башни, Сытный двор.

У села Коломенского правый берег Москвы-реки исключительно красив.

Из подмосковных сел обращает на себя внимание село Царицыно, где имеется большой красивый парк с беседками, пруды и Екатерининский дворец, сохранившийся в недостроенном виде. Дворец строил талантливый русский архитектор Баженов. Ниже проходим мимо села Сабурова.

Миновав Братеево (правый берег), пароход подходит к шлюзу им. «Трудовой коммуны№ (бывший «Беседа»). Это типичный москворецкий шлюз 70-х годов прошлого столетия.

Закончив шлюзование и выйдя в нижний бьеф, пароход идет вдоль живописных берегов. Справа - утопающее в зелени село Остров. На высоком холме, покрытом лесом и господствующем над окружающими лугами, находится экскурсионная база. Долго еще с парохода будет видно это село.

Несколько иже на правом берегу расположено село Молоково, родина Героя Советского Союза летчика В.М. Молокова. За селом после получасового хода пароход подходит к Андреевскому шлюзу. В нескольких  километрах отсюда в Москву-реку впадает р. Пахра. Здесь на правом берегу расположены села Верхнее и Нижнее Мячково, известные своими каменоломнями. Из мячковского известняка строилась белокаменная Москва.

Немного ниже, миновав Заозерье, пароход попадает в подмосковный луговой район. Наиболее обширны бронницкие и фаустовские луговые пространства, дающие Москве большое количество сена.

Дальше пароход проходит через Софьинский шлюз. В петровскую эпоху в этом  районе была вотчина царевны Софьи. За шлюзом в Москву-реку впадает Гжелка, ниже устья которой Марковский перекат. В 1905 г. здесь утонула гусяна – деревянная баржа, груженая сеном. За несколько лет ее занесло песком, и образовался новый песчаный остров, который служит живой иллюстрацией отношения царского правительства к охране водных путей. Ниже, в десяти километрах от Софьинского шлюза, пристань Бронницы (правый берег) у города того же названия. В XVII в. здесь был центр Конюшенской области, в состав которой входили бронницкие луга с тысячами пасущихся на них лошадей. На противоположном берегу расположена станция Бронницы. Отсюда до Москвы по железной дороге всего 58 километров.

Пройдя расположенный ниже Фаустовский шлюз, мы входим в один из наиболее трудных в судоходном отношении участков реки.  В районе села Марчуги Москва-река делает ряд крутых поворотов. Местами фарватер здесь так узок, что, кажется, пароход никак не проберется вперед. В 1937 году наиболее трудное колено, так называемая Конная лука, было спрямлено путем устройства прямого канал. Это значительно облегчило переход через Марчуги большим пароходам и груженым караванам. Туристов всегда интересует переход судна по марчуговским коленам, особенно когда переход совершается ночью.

Село Марчуги – бывшая вотчина князей Пожарских. Здесь провел свои детские годы Д.М. Пожарский, впоследствии опытный воевода, собравший вместе с Козьмой Мининым русское ополчение, которое разбило и выгнало польских интервентов из Москвы, а затем и из России.

Сделав несколько поворотов по изгибам реки, пароход проходит мимо села Кривякино (правый берег), напротив которого живописно расположены стадион и парк Воскресенского Химкомбината. А за ним открывается панорама большого промышленного комплекса. Это районы переработки егорьевских фосфоритов.

Последний шлюз на Москве-реке Северский, от него уже видна Коломна – последняя пристань на Москве-реке. Здесь река делает несколько извилин. На одной из них расположен бывший Бобренев монастырь – форпост Коломны. За крутым поворотом плашкоутный наплавной мост, - пароход подходит к пристани.

Коломна – районный центр Московской области – расположена на правом берегу Москвы реки. От Москвы до Коломны 115 километров по железной дороге (около 3 часов езды), по реке – 176 километров. Во время стоянки парохода можно осмотреть город.

Коломна принадлежит к числу древнейших городов Подмосковья. В течение ряда столетий она играла видную роль в истории развития Московского государства. Впервые город упоминается в летописи в 1177 г. – тридцать лет спустя после основания Москвы.

До XIV века Коломна входила в состав Рязанского княжества, а в 1301 году первый московский князь Даниил Александрович захватил Коломну и присоединил ее к владениям Московского княжества.

История Коломны насыщена различными событиями. В XIII-XIV вв. Коломну опустошали татарские полчища Батыя и Тохтамыша. Брал ее и рязанский князь Олег. Сооруженный в 1525-1530гг по указу Василия III каменный Кремль, состоящий из 16 башен, не помог феодалам, и в 1606 г. Коломна была в руках крестьянского вождя Ивана Болотникова. Коломна как индустриальный центр стала развиваться с 1862 года, когда был построен железнодорожный мост через Оку близ Коломны у села Щурово, и особенно с основанием в следующем году Коломенского машиностроительного завода. 1894 год ознаменовался первой стачкой рабочих на этом заводе, в 1903 г. в Коломне оформилась большевистская организация,

В городе сохранился ряд архитектурно-исторических памятников, свидетельствующих о большом и славном пути, пройденном городом, - Кремль, Пятницкие ворота и др.

Пережив века, Коломна в наше время стала крупным индустриальным городом Подмосковья.

Гигант транспортного машиностроения, Коломенский завод им. В.В. Куйбышева – один из старейших русских заводов. Коломенский машиностроительный завод был основан в виде небольших кузниц и мастерских для сборки железнодорожных мостов через Москву-реку и Оку ниже устья Москвы-реки. В 1863 году мастерские выпустили первую продукцию, а в 1866 году здесь был уже построен первый паровоз. Лучшие отечественные паровозы – серий «СУ», «ИС», «ФД», сверхскоростной паровоз – созданы коломенцами.

На коломенском заводе построены лучшие волжские теплоходы скорой линии Горький – Астрахань, пассажирские пароходы для Северной Двины, буксирные пароходы для Волги. Одно время завод строил тракторы, выполнялись здесь и заказы Метростроя (щиты, тюбинги).

В послевоенные годы проложена трамвайная линия из центра города в заводской район.

В городе – учительский институт, фельдшерская школа, музыкальная школа, дом пионеров, дом учителя, концертный зал, ряд клубов, кинотеатры.

Близ Коломны - станция Голутвино Московско-Рязанской железной дороги. Здесь останавливаются все дальние поезда. Поэтому туристам, пользующимся обратно из Коломны железной дорогой, рекомендуется садиться на этой станции.

За Коломной, пройдя еще около 6 км, Москва-река впадает в Оку.


Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |