Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

"ХОРОШИЙ ПАРОХОД"

Очерк Александра Александровича Рогозина

Когда-то у волгарей бытовало такое присловье:
Как хороший пароход – так «Иосиф Сталин»,
Как хреновый пароход – «Мордвин» или «Татарин».
Шутка была опасной, но била в точку.
А дело в том, что после революции началось массовое переименование судов. Демонстрируя заботу партии и правительства о народах и народностях, населявших державу, пароходы стали называть: «Мордвин», «Аджарец», «Узбек», «Татарин». Был даже «Нацмен». Но так называли в основном дымные колесные буксиры и рейдовые трудяги-баркасы. А самые большие, самые белые и самые красивые пароходы носили имена красных вождей.

***

Мне много приходилось общаться с ветеранами флота. И в формальной, и в неформальной обстановке. Много было воспоминаний и откровений. Сказать, что имя Сталина на борту магически влияло на волгарей, заставляло их вести себя как-то по-особому, нельзя. Жизнь есть жизнь, «Сталины» и на мель садились, и аварии делали, капитанов и механиков наказывали, но отнюдь не потому, что случилось что-то именно со «Сталиным», а потому, что случилось. Сакральным название «Сталин» было разве что для молодых матросов. Об особой чести и ответственности им втолковывали кадровики и политотдельцы, там – да, там об этом новичку говорилось непременно. И первогодки гордились, что попали не куда-нибудь, а аккурат на «Сталина». Особая честь предполагала и особое покровительство, защиту чуть ли не высших сил: разве может быть такое – считали молодые,- чтобы со «Сталиным» что-нибудь случилось?!.
Перед войной на Нижней Волге таких судна было три.

  • Пассажирский «Иосиф Сталин» - крупный пароход 1909 года выпуска.
  • Железнодорожный паром «Иосиф Сталин» - мощное судно английской постройки.
  • Буксир «Сталинец» - тоже достаточно мощный (750 лошадиных сил) пароход, приписанный Нижне-Волжскому речному пароходству.
В сорок втором году никаких распоряжений о том, чтобы пароходы с именем вождя оберегать как-то по-особому, не было. Немцы отдельно за «Сталиными» тоже не охотились. Но высшие силы распорядились по-своему: все три «Сталина» были утоплены или разбиты.

Балыклейская воложка

Налеты на Волгу начались с 25 июля 1942 года. С этого дня суда стали гореть и тонуть одно за другим. Кораблей военной флотилии было мало, они оказались рассосредоточенными по плесу и действенной помощи речному флоту в первое время оказать не смогли. За неделю погибло восемьдесят судов. Немцы безнаказанно носились над самыми мачтами и сначала сбрасывали бомбы, потом поливали палубы и надстройки очередями из крупнокалиберных пулеметов.
Бомбардировщики прилетали в основном, ночью, поэтому капитаны загодя, с приходом сумерек, старались поставить судно в укромном месте, ближе к берегу. Это помогало. Но немцы начали высылать к Волге диверсионные группы. Диверсант устраивал лежбище где-нибудь на бугре или в кустах на высоком яру с расчетом, чтобы плес был у него как на ладони. Когда появлялись самолеты, диверсант пускал осветительную ракету в сторону стоянки судна. 30 июля буксир «Сталинец» шел вверх с нефтеналивной баржей «Лена» на буксире. Темнота застала его в Балыклейской воложке. Сделали все как положено – подвалили к берегу, замаскировались.
В час ночи послышался гул самолета. Заметит? Не заметит? Но с берега взвилась ракета, повисла над пароходом. Обнаружены... Медлить было нельзя. Капитан Бобылев сыграл тревогу, приказал всем срочно перебраться на берег.
Самолет с ревом пронесся над караваном, пошел на второй заход. Несколько бомб подожгли баржу «Лена», одна попала в левый борт «Сталинца». Пожара не было, но пароход стал быстро крениться, левый борт и часть днища оказались разорваны. Пароход затонул на глазах экипажа. Правда, под водой он не скрылся, просто осел на дно: у берега было неглубоко.
Никаких «оргвыводов» не последовало. Через некоторое время капитан «Сталинца» Л.И. Бобылев был назначен капитаном «Струи», где заменил погибшего при бомбежке Г.И. Бушуева.

Акатовка

Переименовывать суда начали практически сразу после революции. Маяковский в известном стихотворении «Товарищу Нетте, человеку и пароходу», напишет по этому поводу:
В наших жилах кровь, а не водица,
Мы идем сквозь револьверный лай,
Чтобы, умирая, воплотиться
В самолеты, пароходы и другие долгие дела
.
Вначале пароходам действительно давали имена героев, павших за дело революции: «Память тов. Маркина», «Память Азина», «Урицкий», «Сергей Лазо», «Клара Цеткин».
Как воинствующие материалисты, вожди были убеждены, что за гробом тьма и пустота. Никакого воздаяния. А сквозь револьверный лай ведь шли вместе с павшими товарищами, в одном ряду, плечом к плечу. Так почему же называть пароходы только именами мертвых, которым, по большому счету, уже все равно?! Не пахнет ли тут закостнелой буржуазной моралью? Не настало ли время восславить живых героев, все силы отдающих борьбе за дело пролетариата?!…
В середине двадцатых на Волге стали появляться один за другим «Григорий Зиновьев», «Тов. Раскольников» «Лев Троцкий», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин». Это все были имена здравствующих вождей. Пассажирский пароход «Иосиф Сталин» до революции назывался «Графиня» и принадлежал обществу «По Волге». В марте 1918 года, после известного декрета Ленина о национализации флота, по наущению хозяев он был подожжен в Сталинградском затоне. Пожар потушили, но пароход получил большие повреждения и был восстановлен лишь в 1930 году. Из затона он вышел уже с именем вождя на борту и считался одним из лучших на Волге.
В конце июля 1942 года Волга запылала, флот начал нести огромные потери. Министр речного флота Зосима Шашков начал требовать установки на суда зенитной артиллерии. Но оружия катастрофически не хватало на передовой. И лишь когда из-за огромных потерь на Волге фронт перестал получать бакинскую нефть, наркомат обороны стал вооружать речные суда. Волжские пароходы превращались в корабли.. В судовой роли появилась новая должность – военный помощник капитана. Как правило, это был морской или сухопутный офицер-артиллерист, в его подчинение выделяли три-четыре красноармейца.
Результаты сказались сразу же. Самолеты не могли больше безнаказанно цеплять мачты кораблей: их встречал плотный зенитный огонь. 14 августа пароход «Сократ» сбил первый самолет. Открыли счет и другие суда.
23 августа «Иосиф Сталин» был в Сталинграде. На рейде стояло несколько крупных пассажирских судов – «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Парижская Коммуна», «Совнарком», «Красноармеец». Все они были вооружены Во время бомбежек города 23 и 24 августа с Волги велся плотный ответный огонь. Поэтому, при большой скученности флота, потери крупных судов оказались невелики, один пароход: у самого входа в Сталинградский затон сгорел «Красноармеец».
На «Иосифе Сталине» стояли зенитная пушка и крупнокалиберные пулеметы. Расчетом командовал лейтенант Ягодкин. Двадцать третьего августа «Иосиф Сталин» принял эвакуированных. Спецэшелон: семьи работников НКВД, в основном, женщины и дети. Назначение – Куйбышев. Но уйти «Сталин» не успел: вечером того же дня на берег Волги в районе Рынка и Акатовки вышли немцы. Ночью они расстреляли в упор санитарный пароход «Композитор Бородин». Пылающим островом принесла Волга этот пароход обратно в Сталинград.
О ситуации в самом городе после бомбежки никто из речников толком не знал. Правда, на крупных судах были радиоприемники, там получали сводки Совинформбюро.

***

Я читал сводки Совинформбюро с 1 августа 1942 года. В Москве, в Исторической библиотеке, они собраны и перепечатаны отдельной книгой. Примерно с 18 августа в сводках говорилось практически одно и то же: «Наши войска вели бои с противником юго-восточнее Клетской, северо-восточнее Котельниково…». О Сталинграде ни слова. Уже прошло 23 августа – черный день города. Уже немцы у Рынка и Латошинки носят в касках воду с Волги. О Сталинграде – ни слова. «24 августа наши войска вели бои юго-восточнее Клетской, северо-восточнее Котельниково».
Если на карте найти Клетскую и Котельниково, взять от них направления соответственно на юго-восток и северо-восток, то два этих направления пересекутся в Сталинграде. Не хотелось, ой, как не хотелось редакторам Совинформбюро называть город вождя. Тянули до последнего. А по городу в это время ходили глухие слухи, что Сталин лично приехал посмотреть, как организована оборона. Что он даже выступал перед курсантами в Красноармейске перед отправкой их на передовую. Именем вождя люди подбадривали сами себя.
В сообщении Совинформбюро слово Сталинград прозвучало только вечером 25 августа: «Наши войска вели бои с противником в районах Клетская, северо-западнее Сталинграда…»

***

Приказ об отправлении вверх пассажирским судам был дан 26 августа. Кого и как отправлять решал сам министр речного флота Зосима Шашков.
Первой шла «Парижская коммуна», за ней «Михаил Калинин», третьим – «Иосиф Сталин».
Почему именно в такой последовательности двинулись суда? Можно домыслить, что «Иосифа Сталина» отправляли последним, чтобы обезопасить судно с именем вождя. Мол, если сожгут или утопят «Паркоммуну», то шок у речников и населения будет меньше, чем если это случится со «Сталиным».
Маловероятно. Решение основывалось на чисто технических особенностях судов. «Парижская коммуна» - не пароход, а винтовой теплоход. Винты под водой. Снаряд может продырявить борт, но не более. У «Паркоммуны» два дизеля, если один выйдет из строя, идти и даже маневрировать можно на другом.
«Калинин» и «Сталин» - колесные пароходы. Колесо – добрая мишень, две третих над водой. У парохода – котел, который, если взорвется, разнесет все палубы. У парохода одна машина, остановись она – судно без движения. Что касается «Сталина», то, возможно, учитывался контингент пассажиров: семьи работников НКВД. Случись чего, глубоко копать будут. Эти могут вспомнить и имя вождя на борту. Лучше, от греха подальше, отправить его последним.
Капитан «Иосифа Сталина» Николай Семенович Рачков был известным на Волге человеком. В свое время в моих руках было его личное дело. Конечно, благодарности, поощрения, орден Трудового Красного Знамени. Но и выговоры: пароход вовремя не подан на посадку в Астрахани. Рачков не взял пассажиров на одной из пристаней. Рачков не донес в органы, когда в Сталинграде на борт не явился матрос и судно ушло без него. За последнее, кстати, на Рачкова чуть не завели уголовное дело. Но Сталин, имя Сталина здесь все же ни при чем.
Пароходы подняли якоря глубокой ночью. До Акатовки было недалеко, минут сорок хода. Когда «Парижская коммуна» уже подходила к яру, с берега взвилась ракета. Грохнуло несколько выстрелов, раздался треск и берег…. заговорил на ломаном русском языке. Смысл был таким: подходите к берегу, сдавайтесь, иначе будем стрелять. В подкрепление слов был дан выстрел трассирующим снарядом.
Видно, немцы готовились к встрече, раз не только танки к берегу прикатили, но и громкоговорящую установку.
Капитан «Паркоммуны» Галашин обратил внимание, что выстрел сделан с плеча яра, который нависал высоко над рекой. Галашин убавил ход и начал, якобы выполняя приказ, лагом подваливаться к берегу, под яр. Почти у самого уреза воды «Паркоммуна» дала полный ход и под яром пошла вперед. Танковая башня вниз не наклоняется. Вот он, рядом пароход, на пистолетный выстрел, а снарядом не возьмешь. Мертвая зона. «Паркоммуна» прошла, тот же маневр сделал и «Михаил Калинин». Немцы начали бить вслед. То на одном, то на другом судне вспыхивало пламя, но матросы тут же тушили его.
Поняв, что их обманули, немцы весь огонь перенесли на приближающегося «Сталина». «Сталину» до яра было еще далеко. Но делать оборот и уходить назад уже поздно. Шли полным, не маневрируя. Первый снаряд попал во второй дек левого борта. Пассажиры бросились на правый борт, где безопасней. Пароход накренился, подставляя снарядам нижние листы обшивки, за которыми стучала машина. Среди пассажиров появились убитые и раненые. По пароходу начало распространяться пламя.
Осколком перебило привод пожарного насоса. Потом привод руля. Рачков решает выбросить пароход на Ахтубинский осередок, маленький островок, где люди могут спастись от пламени. Сам капитан сделать этот маневр не успел, его смертельно ранило осколком. К острову пароход поставил штурман, и часть пассажиров действительно спаслась на нем. Но людей погибло много.
Органы долго и тщательно разбирались в причинах трагедии. Я сам держал в руках «объяснительные» оставшихся в живых членов экипажа. К каждой «объяснительной» была приколота подробная характеристика политотдела пароходства на этого речника. В конце концов в высоких инстанциях было решено, что экипаж «Иосифа Сталина» вел себя героически. Это было действительно так. К тому же акцент на героизме экипажа политически несколько сглаживал сам факт гибели парохода с именем вождя. Командир судна Рачков был награжден посмертно орденом Ленина. В навигацию 1943 года по Волге уже ходил пароход «Капитан Рачков».

От «Причальной» до «Паромной»

Имя вождя революции Ленина всячески варьировалось в названиях волжских судов: «Владимир Ильич», «Ульянов-Ленин», несколько просто «Ильичей» и несколько просто «Лениных». Были пароходы с именами родственников-революционеров: «Александр Ульянов», «Надежда Крупская», «Мария Ульянова».
К имени вождя всех времен и народов относились более строго. Не было ни одного парохода «Джугашвили-Сталин». По аналогии с «Ильичем» трудно себе представить пароход «Виссарионович». Сталин успел стать монументом, но в добрую сказку превратиться не успел.
Один из немецких публицистов высказал такую мысль.
До 39 лет отец Гитлера, Алоис, носил фамилию Шикльгрубер. Не смени он ее на Гитлера, возможно, сыну его и не стать бы фюрером Германии. Слово Шикльгрубер труднопроизносимо, к тому же для немецкого уха звучит несколько иронически. Напротив, слово Гитлер в сознании немца ассоциируется с древнегерманскими сагами и великим Вагнером, певцом германского духа. Слова «хайль Гитлер!» стали национальным приветствием. А можно ли на каждом шагу выкрикивать «хальт Шикльгрубер»?
Лучше всего скандируются слова с двумя гласными и минимумом согласных. Даже на футболе вопреки всякой логике, мы просим у любимой команды не «гол», а «шай-бу».
Из всех официальных и неофициальных имен вождя – «Сосо», «Коба», «Ждугашвили», «Сталин» - последнее закрепилось не случайно. Ассоциация со сталью, металлом, из которого делают танки, пушки и трактора. Отсутствие уменьшительной мягкости, как в слове Ильич. Слово Сталин при этом сохраняет благозвучие для уха русского человека. Ведь трудно представить, чтобы с трибуны звучало: «Да здравствует великий Коба» или «Пламенный привет вождю мирового пролетариата товарищу Сосо!».
Мне не удалось выяснить, в каком году первому на Волге судну дано было имя Сталина. А массовая «раздача» имени приходится на юбилейные годы вождя. И, конечно, одними пароходами дело не ограничивалось.
В 1924 году Сталину 45 лет. Вместо Юзовки, крупного индустриального центра в Донбассе, появляется город Сталино, а вскоре и Сталинская область.
1929 год – вождю 50 лет. Столица Таджикистана Дюшанбе исчезает, появляется Сталинабад.
1934 год – вождю пятьдесят пять. На карте пропадают города Бобрики (Тульская область) и Цхинвали (центр Юго-Осетинской автономной области). Вместо них -–Сталиногорск и Сталинири.,
Справедливости ради надо сказать, что первым в советской республике город имени самого себя при жизни получил не Сталин, а его непримиримый оппонент, впоследствии ставший личным врагом: в 1923 году город Гатчина стал Троцком. О переименовании Царицына речь зашла в 1924 году. Имя города было официально признано «не соответствующим духу великой пролетарской революции», Кстати все вдруг вспомнили, как Сталин в восемнадцатом году отправлял эшелоны и баржи с хлебом в голодающие Питер и Москву, спасая тем самым революцию, а вскоре, по выражению Ворошилова, стал «некоронованным руководителем красных сил Царицынского фронта». Всем становилось ясно, какое новое имя должен получить Царицын. Неожиданно «уперся» сам Сталин. Он написал письмо секретарю губкома РКП (б) Шебалдаеву, в котором сообщал, что не он, а Сергей Минин желает переименования Царицина в город своего имени. Минин в семнадцатом году был председателем Царицынского Совета и пользовался огромной популярностью. Во вре6мя блокады города, когда прервалась связь с центральным банком, он наладил выпуск внутренних денег, причем на каждой купюре расписывался лично. В городе эти деньги прозвали мининками. Правда, после гражданской войны Сергей Минин высокие партийно-государственные посты уже не занимал, в 24 году был всего лишь ректором университета.
«Если так уж необходимо переименовать Царицын – писал Сталин Шебалдаеву, - назовите его Мининград или как-нибудь иначе… Поверьте, я не добиваюсь ни славы, ни почета и не хотел бы, чтобы сложилось обратное впечатление». Насколько искренни эти слова, судить трудно. Но к тому времени уездные и городские съезды РКП (б) дружно поддержали инициативу Шебалдаева, сверх того, по этому поводу были организованы митинги беспартийных масс. Сталин решил, что партийцы Царицына «слишком раззвонили насчет Сталинграда» и «теперь трудно отказаться от начатого дела».
Официально переименование произошло 10 апреля 1925 года в соответствии с постановлением ВЦИК.
В 1939 году – вождю шестьдесят. Его имя уже носят города, судоходные каналы, крупнейшие предприятия. Колхозы имени Сталина – в каждом районе. Корабли – в каждом море, на каждой реке. Все названо. Оказалось, что не все.
Еще до революции Урало-Рязанская железная дорога приобрела себе мощный паром. Паром доставлял вагоны с левого берега Волги на правый в районе Саратова, поэтому и назвали его «Саратовская переправа».
«Саратовская переправа» - это не «Графиня» и не «Цесаревич». Никакой идеологической нагрузки название не несло. Наоборот, стопроцентно отвечало назначению судна, что бывает довольно редко. Но подоспел очередной юбилей вождя. Железнодорожное ведомство решило ознаменовать эту дату переименованием «Саратовской переправы» в «Иосифа Сталина». С началом войны паром перебросили в Сталинград. Он ходил между пристанями-станциями «Причальная» и «Паромная».
Причальная - в районе села Латошинка, севернее Сталинграда. Паромная – на левом берегу, неподалеку от села Погромное.
Паром по сути представлял собой плавучую железнодорожную станцию. На нем размещалось четыре нитки путей, на каждую могло стать семь вагонов.
Как ни странно, 23 августа 1942 года железнодорожную переправу не бомбили. Вражеские самолеты явно обходили ее стороной. Начальник переправы торопился отправить на левый берег все, что возможно: и людей, и технику. Раненых эвакогоспиталя размещали под вагонами, беженцы прижимались к бортам.
В направлении станции прорвались немцы. Но на латошинских высотах стояла зенитно-артиллерийская батарея. Пока она отбивала атаки немцев, начальник переправы Фетисов продолжал погрузку. Люди шли и шли. Левый берег для всех был спасением.
Фетисова нашел раненый боец: «Батареи разбиты, орудия уничтожены, на горе немецкие танки, приближается мотопехота».
Пехота для парома была страшней танков. Два десятка автоматчиков могли овладеть и причалами, и кораблями. Мощнейшая переправа на Волге окажется в руках немцев. Поэтому они, собственно, и не бомбили переправу: она нужна в целости и сохранности.
Отдали швартовы, начали отходить. На берегу показались автоматчики. Они бежали к воде, стреляли по парому и время от времени кричали «Сталин капут!». Но судно разворачивалось и уходило к левому берегу. С бугра осколочными ударили танки, но урона уже не нанесли.
С темнотой начальник переправы на катере пошел к правому берегу, на разведку. Танки ушли в сторону Сталинграда. Исчезли и автоматчики.
У самой воды, прижавшись к яру, ждали своей судьбы беженцы. Среди них раненые бойцы. Вагоны, станционные постройки, механизмы – все было цело. Немцев не видно и не слышно.
Решили рискнуть и сделать еще один рейс. Не включая огней, паром «Иосиф Сталин», отошел от левого берега. Через полчаса он был на правом, у «Причальной». Железнодорожники начали закатывать вагоны, на паром потянулись люди. Старались не шуметь, но техника есть техника, стук, скрип, шипение пара – куда это денешь.
Забрали людей, всю подвижную технику, на берегу оставался лишь старенький паровоз «Овечка». Близился рассвет.
По воде скользнул луч прожектора. Он прошелся по заплеску и уперся в паром. Светили немцы. С парома по прожектору ударили корабельные пулеметы. В ответ полетели снаряды. «Сталин», набирая обороты, отходил от берега. На судне убило помощника машиниста, боцмана и двух матросов. Но сам пароход благополучно дошел до Шадринского затона.

***
Странные бывают сближения.

В ночь с 16 на 17 сентября 1942 года на столе у Сталина появился перевод радиообращения из Берлина: «Несокрушимые германские войска захватили Сталинград. Россия разрезана на две части – север и юг – и вскоре прекратит свое существование как суверенное государство». 17 сентября был затоплен паром «Иосиф Сталин». Причем затоплен, как ни удивительно, совместными усилиями наших и немцев.

Летучие голландцы

Директор музея водников Юрий Яковлевич Пантелеев достал из стола фотографию: «Сорок третий год, присмотрись».
Полузатопленный пароход. Часть надстройки, труба, кожух колеса. На «сиянии» (обносы гребного колеса, чем-то напоминающие солнце) отчетливо читается: «Сталинец». Вдали – панорама Сталинграда.
«Он это, он, - говорит Юрий Яковлевич. – Мальчишками мы прямо с обносов ныряли в воду. Он мешал заходить в затон, в сорок четвертом или сорок пятом его по частям вытащили на берег».
Но как же так? Во множестве документов, которые я добросовестно пролистал, говорится, что «Сталинец» погиб в Балыклейской воложке, за сто с лишним километров от Сталинграда…
В 1942-43 годах на все затонувшие суда составлялись акты обследования с чертежами и схемами. Нахожу подшивку этих актов. И - еще одна загадка: в перечне актов «Сталинец» есть, а самого акта – нет.
Получается нечто мистическое. 31 июля 1942 года пароход затонул в Балыклейской воложке. После того, как в этом удостоверились все, кому положено, и подписали все, что положено, пароход, как летучий голландец, начинает где-то скитаться. И лишь в 1943 году всплывает у Сталинградского затона. За это время из архива самым таинственным образом исчезает акт обследования – документ о том, что «Сталинец» видели, трогали, обмеряли именно в Балыклейской воложке.
.Опять архив, гора папок на столе, ломкие листы шестидесятилетней давности, аккуратный (надо отдать должное) почерк писарей Волжской военной флотилии, машинописные копии всевозможных донесений. Вот еще одно: «Пароход «Сталинец»… Балыклейская воложка… разбит правый борт… затонул». Все это встречалось мне уже десять раз. Но ниже приписка от руки: «Спущен в затонувшем состоянии». Как это понимать? Еще донесение и еще пометка: «Окончательно затонул у входа в Сталзатон». Эта последняя пометка и стала разгадкой.
По всей видимости дело было так.
Моряки отряда судоподъемных и аварийно-спасательных работ Волжской военной флотилии осмотрели «Сталинца» и сделали вывод: неповрежденные отсеки создают достаточный запас плавучести и судно можно в аварийном состоянии отбуксировать к месту ремонта. «Сталинца» сняли с мели и, полузатонувшего, потащили в затон. До места не довели буквально триста метров. Возможно, когда делали оборот, зацепили приверх острова «Голодный», набор судна испытал еще одну перегрузку, и в корпус стремительно хлынула вода… После того, как «Сталинец» затонул второй раз, акт осмотра пришлось из папки изъять: теперь пароход лежал на дне в другом месте и в другом положении. В сорок третьем краснослободские пацаны прыгали с кожуха «Сталинца». А кто-то даже сфотографировал.

***

Пассажирский «Иосиф Сталин» пострадал несравнимо больше, чем «Сталинец». Пароход практически весь выгорел. Но, как ни странно, в отличие от «Сталинца», он сохранил плавучесть. И через несколько дней после трагедии прибыльной водой его сняло с Ахтубинского осередка. Бесхозным – настоящий «летучий голландец» - «Сталин» поплыл вниз. Течением прибило его к высыпке речки Мечетка. Там судно осмотрела специальная комиссия. Повреждения оказались настолько велики, что восстанавливать пароход не имело смысла. Насколько мне известно, корпус «Иосифа Сталина» позже использовался в Саратовском затоне как резервуар для сбора подсланевых вод.
Виталий Иванович Бирюков, поэт и краевед из Заплавного, рассказывает: «У нас в селе было развернуто несколько госпиталей. Мы, мальчишки, насмотрелись страданий людских. А тут еще хуже: в конце августа к наплавному мосту начало один за другим прибивать утопленников. Их вылавливали баграми и отвозили к сельсовету. Оказалось – это пассажиры со «Сталина».

* * *

Теперь о судьбе парома. В сообщении от 16 сентября немцы, конечно, поторопились раструбить на весь мир о том, что Сталинград пал. Но ситуация действительно была угрожающей. Город висел на волоске. Переправы постоянно бомбили. Немцы гонялись даже за юркими баркасами и катерами. Такая махина, как железнодорожный паром на Волге, стала бы отличной мишенью. Поэтому «Иосиф Сталин», бывшая «Саратовская переправа», стоял в левобережном Шадринском затоне. Его маскировали срубленными деревьями и ветками. Однако затон был большим, в нем базировались не только гражданские суда, но и корабли военной флотилии. Скопление судов было обнаружено немецкими летчиками. Начались налеты. «Иосифа Сталина» решили спрятать … под водой. Механики и машинисты смазали ответственные части машин, демонтировали электромоторы. 17 сентября старший механик судна Горбачев своими руками открыл кингстоны. Экипаж покинул судно. Оно было еще на плаву, когда начался очередной налет. Одна бомба пробила носовую часть, другая повредила рули. Но корпус и основные механизмы разрушены не были. «Сталин» благополучно лег на дно. После 17 сентября в районе Сталинграда погибло еще 92 судна. Пять из них утонули непосредственно в Шадринском затоне. Последним 6 ноября был разбит катер «Сталь» - своего рода тень имени вождя. А паром «Иосиф Сталин» был поднят уже в середине декабря 1942 года и еще много лет работал на переправе.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |