Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Кострома

Кострома древний русский город. Основана она была Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха, в 1152 г., в XII веке; и, как полагают, находилась сначала на правом берегу, где теперь село Городище, но после татарского нашествия жители перебрались на левый берег.

По дороге к месту остановки, назначенной во 2-ой гимназии, нам пришлось проходить через триумфальные ворота, сооруженные по случаю приезда Государя Императора на празднование 300 л. юбилея Царствующего дома.

Вскоре мы оказались в центре города — на Сусанинской площади, от которой радиусами расходятся главные улицы Костромы. Кругом этой площади расположены здании присутственных мест, а в середине её разбит сквер, и возвышается на кубическом пьедестале гранитная колонна, увенчанная бюстом Михаила Фёдоровича. К колонне прислонена коленопреклоненная фигура Сусанина, а ниже, на пьедестале, находится барельефное изображение сцены убиения его поляками. На памятнике надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, спасителя Веры и Царства, живот свой положившему, благодарное потомство. Аминь» (рис. 11).

Скоро Кострома обогатится ещё одним памятником , который заложен 20 мая с. г. в честь 300 л. юбилея царствования дома Романовых на месте, где был когда-то Кремль.

Недалеко от пам. Сусанину находится старинный, основанный ещё в 1239 г., городской собор во имя Успения Божьей Матери. Галерея храма расписана картинами на темы из Евангелия, а также история города.

Пообедав в одном из лучших в городе, оригинальном плавучем ресторане «Чайка», мы отправились осматривать Ипатьевский монастырь, находящийся за чертой города при впадении р. Костромы в Волгу (рис. 10).

По дороге мы проходили мимо здания Духовной Семинарии, 2-ой мужской и женской гимназий, Технического училища и Учительской семинарий. Жара давала себя чувствовать довольно сильно, и экскурсанты растянулись в длинную вереницу. У понтонного моста через р. Кострому мы все собрались и вместе вошли в монастырь.

Его основал татарский мурза Чет, который, отправляясь на службу к Иоанну Калите, должен был остановится здесь, вследствие постигшей его внезапной слепоты. В видении Чету явилась Богоматерь со св. Игнатием и, по их молитве, он прозрел. После этого мурза принял христианство и построил Ипатьевский монастырь. Впоследствии обитель стала вотчиной произошедших от Чета бояр Годуновых, усыпальница которых находится в монастыре и, кстати сказать, содержится далеко не в должном виде. Курьёзно, что в той же усыпальнице, почему то похоронен «Чиновник казённой палаты Крюков. 1792 г.».

Лжедимитрий, покровительствовавший Романовым, как «родственникам», передал монастырь Филарету Никитичу. В кельях наместника во время Смуты скрывался Михаил Фёдорович с матерью, и сюда же прибыло из Москвы посольство с вестью об избрании Михаила на царство. Интересен в Ипатьевском монастыре дворец Романовых, построенный в 1588 г. При Николае Павловиче это здание было реставрировано архитектором Рихтером (Москвич). Теперь тут хранится оставшееся от времен смуты комнатное убранство, одежды, плащаницы работы царевны Ксении Годуновой, подаренные ею обители, рукописная Псалтирь 1591 г., облачения патр. Филарета и настоятелей монастыря и т. д. (рис. 12).

Главным храмом монастыря является Троицкий собор, построенный в 1659 г. Он находится на месте старого собора, который был разрушен взрывом порохового погреба, помещавшегося под ним, по обычаю того времени.

К юбилею весь монастырь был реставрирован, так что теперь его внешний вид таков, каким был 300 лет назад. Иконы, попорченные все истребляющим временем, возобновлены, новейшего происхождения — удалены; уничтожены также все позднейшие перестройки, произведенные монахами для личных удобств, как например в колокольне. Проход под нею привлекал богомольцев уютностью. Но последние так бесцеремонно засоряли его, что монахи, отчаявшись в возможности держать проход в чистоте, заделали его. Теперь он восстановлен.

При монастыре есть свечной завод и сад, где при нас производилась сушка воску. В ограде сада — Зеленая башня, в ворота которой стучался, согласно преданию, Ваня. В этих же воротах Михаил Фёдорович, покидая обитель, сел на лошадь.

Окончив осмотр монастыря, мы идём к главному выходу.

Отдохнув здесь и освежившись вкусным монастырским квасом, мы отправляемся в обратный путь. Программа сегодняшнего дня выполнена, и остальное время можно посвятить отдыху.

18 июня. Сегодня в 12 ч. 45 м мы едем дальше, а между тем надо ещё осмотреть Романовский музей и Костромскую губернскую выставку. Все устроилось хорошо благодаря тому, что музей для нас открыли раньше обычного времени.

В создании Романовского музея принимали живое участие все костромичи, и, благодаря этому, музей, как по стильному, красивому зданию, гак и по богатому содержанию оказался очень интересным (рис. 13).

Несколько комнат уделены редким старинным портретам и картинам, имеющим отношение к дому Романовых. Множество витрин сохраняют коллекцию жалованных грамот царей и цариц городу и горожанам. Имеется несколько грамот «царя Михаила Фёдоровича» (часто в них «Фёдорович»).

Хорош археологический отдел с коллекциями древних монет, оружия, так наз. «куричих божков» и предметов домашнего обихода народов, обитавших, в теперешней Костромской губернии в доисторическое время; здесь же находятся найденные в одном из уездов, хорошо сохранившиеся бивни мамонта. Интересен и этнографический отдел, но наиболее замечательным надо признать отдел церковных древностей. Из множества очень древних и редких предметов, входящих в его состав, назову следующие: рельефный образ св. Параскевны Пятницы, что свидетельствует о его древности и образ св. муч. Христофора. К имени этого святого обыкновенно прибавляют греческое слово «кинокефал», т.-е. «псоглавый». Это странное прозвище объясняют тем, что св. Христофор в юности был очень красив, и красота его соблазняла многих женщин. Опечаленный этим святой просил Бога уничтожить его красоту и превратить его голову в собачью. По другому объяснению, св. Христофор происходил из греческого города Кинокефал, что, конечно, правдоподобнее. Но писавший образ, очевидно, верил первой версии и нарисовал святого с собачьей головой...

В том же отделе есть старинные царские врата, оловянные церковные сосуды (их запретили употреблять при императоре Павле I), железные вериги, грубые и тяжелые цепи, причинявшие, вероятно, сильные страдания носившему их. Интересна статуя неизвестной святой, по видимому, сделанная, когда следы идолопоклонства были ещё живы, а также изразцы XVI — XVII века, с различными изображениями и изречениями.

Из музея мы прошли на выставку. Здесь нам удалось осмотреть более или менее подробно только 2 павильона: губернского земства и кустарный. Особенно интересен последний. Смотришь и удивляешься, чего только не делает русский кустарь. Вот перед вами грубая деревянная ложка, а рядом замечательно художественные работы крестьянина - самоучки Виноградова из пробковой коры. На них при посещении выставки обратил внимание Государь Император. Дальше выставлены изящные столовые приборы, изделия из серебра и т. п. Мы запасаемся брелками и спешим на пристань. Ждать парохода пришлось недолго.

Волга за Костромой почти та же, что и выше. По зеленеющим берегам опять потянулись села, деревни, фабрики. Только плоты встречаются чаще, — это с богатой лесом р. Костромы сплавляют их в бедное Понизовье.

Поздно вечером разразилась гроза. Потолок в наших каютах пропускал воду прямо на койки, но что значило это неудобство перед возможностью наблюдать чудную и величественную картину, открывшуюся нашим глазам.

Небо, сплошь покрытое тучами, не оставляло даже маленькой щелки, куда бы могли проглянуть звезды или тусклый свет луны, а крупные капли дождя непрерывно барабанили по палубе парохода или грузно падали в Волгу. Огни парохода не могли бороться с окутавшим его мраком. Кругом ни эти не было видно. Лишь кое-где фарватерные фонари, окатываемые волнами, то скрывались, то снова появлялись, словно фантастические блуждающие огоньки, да берега при блеске молний неопределенной, черной массой появлялись, как будто в нескольких шагах от борта парохода...

Когда мы на следующий день проснулись, от грозы не было и следа. Яркое солнце освещало и наш пароход, и баржу, с которой к нам перекачивали нефть. Для этого наш пароход подошел вплотную к барже: затем в отверстие трюма вложили большой парусиновый рукав и открыли кран. Нефть раздула рукав и хлынула в отверстие. По мере того, как высота нефти на барже убывала, напор уменьшался. Всего влили 1000 вёдер.

Эта погрузка нефтью показывала, что мы недалеко от Сормово, которое служит средоточием нефтяных грузов, привозимых сюда из Баку и расходящихся отсюда по всей внутренней России и московскому фабричному району.

Действительно, скоро стали видны десятки цистерн, отчетливо выделяющихся на невысоком теперь правом берегу, показались трубы Сормовского завода, а в голубой дали уже белели на живописных зеленых высотах здания красавца - Нижнего и сверкали золотые главы его церквей.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |