Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |
Рыбинские затоны

  1. В районе Рыбинских пристаней зимовочные места расположены в разных пунктах:

а) У правого берега р. Шексны у завода Журавлева; защитою судов от весеннего ледохода служат здесь ледорезы, расположенные снизу от заводского берега. Необходимость такой защиты (обратное течению реки расположение ледорезов) вызывается тем, что весной лед очень часто идет против течения с Волги в Шексну. Явление это, как можно видеть, вполне исключительное; объяснение ему следует искать в том обстоятельстве, что весенний ледоход на Волге начинается ранее, чем на р. Шексне; при сильной прибыли воды, доходящей иногда до 3—4 аршин в сутки, ниже г. Рыбинска образуются заторы, вследствие чего останавливается движение льда вниз по Волге, в то же время сверху Волги лед нажимает сильным течением; в результате волжский лед бросается в реку Шексну, и последняя получает обратное течение. Такое явление здесь не редкость: оно происходит почти ежегодно, и волжский лед уносится течением вверх по р. Шексне иногда верст на 80— до села Красного—и там почти весь пропадает. Таким образом, опасность от ледохода зимующим у завода судам бывает только снизу—со стороны Волги.

б) Зимовка при селе Карпунине находится на правом берегу р. Шексны выше завода Журавлева версты на 3. Здесь Компанией Цепного П-ва устроена для зимовки своих туеров небольшая гавань; поэтому для судов других владельцев зимовка эта не имеет значения.

в) Зимовка под быком расположена на правом берегу р. Волги ниже устья р. Черемухи. Зимовку судов здесь нельзя назвать удобной и безопасной от весеннего ледохода, так как суда ничем не защищены, а остаются за рынком. Бывают случаи, что суда тревожит весенним ледоходом, ломает, а иногда уносит вместе со льдом.

г) Зимовка судов у г. Рыбинска, гавань и р. Черемуха. В 1910 году здесь было поставлено на зимовку около 100 судов, в том числе до 15 пароходов; кроме того, в речке устроен сухой док, в котором оставалось на зиму 8 небольших пароходов и 6 системных судов. Сухой док имеет длину до 45 сажен и ширину – 22 саж. В 1911 году длина дока увеличена еще на 23 сажени, таким образом вся длина его составляет 66 саж. В него можно поставить на зимовку до 20 пароходов среднего размера. Следует заметить, что Рыбинская гавань необходима для судоходства и нуждается в улучшении.

В 1908 году торговыми фирмами города Рыбинска подано было заявление в биржу и управу о необходимости для пользы пароходства, судоходства и промышленности переустроить Рыбинскую гавань. Первый Нижегородский съезд судовладельцев высказался также за переустройство Рыбинской гавани. Всеми указывалось как на общегосударственное значение Рыбинского порта, где караван судов порожних и груженых бывает до 1000; просили Министерство о 800000 рублей беспроцентной ссуды с погашением в 40 лет. Ссуды этой город Рыбинск не получил и гавань осталась в том же первобытном состоянии. И вот теперь, благодаря судовой катастрофы зимующих судов у Рыбинска весною 1913 года, городом в этом же году летом приступлено к расширению водной площади в реке Черемухе для постановки большего количества судов на зимовку.

В 1912 году вследствие ранних заморозков и ледостава на Волге (8 —10 октября) у Рыбинска зазимовало хлебного каравана до 400 судов. За неимением хорошего и удобного затона в Рыбинске, за исключением р. Черемухи, в которой ставят порожние суда, весь почти караван остался под быком и у Михайловских амбаров у левого берега Волги на открытом плесе. Для защиты этого каравана от весеннего ледохода 1913 г. зимою были построены на счет казны инженерами М. П. С. до 20 ледорезов, оборудование которых обошлось около 28 тысяч рублей. Весна в этом году неожиданно для судовладельцев оказалась очень ранней и почти небывалой, ледоход у Рыбинска начался в ночь с 14 на 15-е число марта, ледорезы, построенные инженерами для защиты каравана, оказались слишком слабыми даже для того, чтобы не только охранять караван, но и удержаться самим от напора льда, их опрокидывало льдом и стоящие за ними суда не могли сохраниться: их срывало льдом с причалов, уносило и ломало в щепки. По некоторым сведениям, унесенных судов насчитывают до 150; из них многие изломаны. Из газетных сведений видно, что мимо Кинешмы со льдом несло до 40 судов, мимо Нижнего более десятка, остальные или перенимались на плесе выше Нижнего, или застряли у берегов. Судовладельцы от рыбинской катастрофы понесли большие убытки, которые исчисляются в сумме более миллиона рублей.

д) В Рыбинске на левом берегу находится устроенный Товариществом Бр. Нобель, так называемый, „Слип" с вагонетками на рельсах, с электрич. передачей. Он предназначен для ремонта баржей и пароходов. Вытащенные суда для ремонта подводных частей могут оставаться на слипе до весны. После ремонта суда спускаются с берега в реку очень скоро. Taкиe „слипы" желательно бы иметь и в других местах p. Волги, как например: в Н.-Новгороде и Астрахани. Единственным недостатком „слипа" является высокая стоимость оборудования.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |