Речная старина

О сайте | Ссылки | Благодарности | Контактная страница | Мои речные путешествия |
Волга | Днепр | Кама | Нева | Ока | Окно в Европу | Север | Урал и Сибирь |
Материалы из газет, журналов и книг | Путеводители | Справочные и информационные материалы |
Список пароходов (1852-1869 гг.) | Справочник по пассажирским пароходам (1881 - 1914 гг.) | Старый альбом | Фотогалерея |
Коллекция Елены Ваховской | Коллекция Зинаиды Мардовиной | Коллекция Игоря Кобеца | Коллекция Сергея Новоселова |
События 1841-1899 г.г. | События 1900-1917 г.г. | События 1918-1945 г.г. | События 1946-1960 г.г. | События 1961-1980 г.г. |

Река Кама

Кама судоходна от устья р. Вишеры вниз, на всем протяжении её течения по Пермской губернии, что составляет около 618 верст. А от устья р. Вишеры вверх, до впадения речки Каличь, в пределах Вятской губернии она считается исключительно сплавною. Но и на этом протяжении судоходство, вероятно, не встретило бы больших затруднений, по крайней мере в весеннее полноводье, если бы местные условия края благоприятствовали развитию торговли.

Как судоходная река, Кама представляет многие неудобства. Так, в Чердынском уезде, есть много мелких мест, а между с. Бондюжским и д. Лекмартовой и между д. Большой Долдой и с. Пянтежским, находятся частые заливы, крутые повороты и песчаные мели. В прочих уедах главные неудобства происходят от постоянных мелей, наносных песков и не расчищенного бичевника. Мели хотя и существуют постоянно, но более или менее изменяются ежегодно. Они причиняют замедление или остановку в движении судов только в июле и августе, когда горизонт воды бывает самый низкий. В прочее же время навигации они бывают покрыты водою на столько, что суда могут проходить чрез них беспрепятственно. Для устранения неудобств представляемых мелями, в последнее время, начали обозначать их бакенами; но и это средство оказывается мало действительным, потому что плоты с лесом, сплавляемые по Каме, часто сносят поставленные знаки. Главнейшие из постоянно существующих мелей следующие:

  1. Тетеринская, в Соликамском уезде, против д. Тетериной, в 5 верстах выше Соликамской пристани.

  2. Питерская, в Соликамском уезде, в 3-х верстах выше д. Питер.
    На этих двух мелях глубина бывает, в меженную воду, от 3 до 3¼ футов.

  3. Соромские мели, в Соликамском уезде, в 5-ти верстах ниже Чермосской пристани.

  4. Шеметинская, в Пермском уезде, в 4-х верстах ниже Палазнинского завода.

  5. Хохловская, в Пермском уезде, в 7 верстах от предыдущей. На этих трех мелях глубина меженной воды бывает обыкновенно около 2½ футов.

Поименованные мели не представляют больших затруднений судоходству, потому во-первых, что находятся выше г. Перми, где число плавающих судов очень ограниченно; во-вторых суда, которые плавают на расстоянии от Перми до Чердыни, имеют осадку не более 3 футов и в-третьих, потому что судоходство на этом протяжении оканчивается до наступления самого низкого горизонта воды. Во все остальное время навигации они бывают покрыты водою на столько, что не могут затруднить плавание даже больших судов.

Что касается последних двух мелей Нижне-Муллинской (В Пермском уезде, против с. Нижние Муллы) и Островской ( В Оханском уезде против с. Березник, в 5 верстах выше г. Оханска), то они представлют гораздо более затруднений для судоходства. Впрочем и через эти мели суда с осадкою не более З½ футов могли бы проходить беспрепятственно, если бы фарватер был прямой; но так как он чрезвычайно извилист в этих местах, то происхождение судов, особенно буксируемых пароходами, весьма затруднительно.

Наносные пески ежегодно изменяют свое положение и не дают возможности ни уничтожить их, ни определить фарватер. Бичевник по Каме не разчищен и состоит из узенькой тропы, пробитой бурлаками. Он находится на правом, луговом берегу, потому что левый, нагорный, представляет крутые обрывы и покрыт кустарником. Хотя луговой берег весною затопляется, но это не мешает ему служить бичевником, потому что взводное судоходство, посредством бичевы, вообще незначительно и начинается уже после спадения весенних вод. В полную же воду бичевником может служить и правый берег, хотя с меньшими удобствами. Как бы в вознаграждение всех неудобств, которые встречает судоходство по р. Каме, она представляет весьма важную выгоду в отношении провоза товаров. Выгода эта заключается в направлении ее течения. Протекает через уезды: Чердынский, Соликамский, Пермский, Оханский и Осинсий, она дает возможность сплавлять все разнообразные местные произведения: лес, дрова, соль, металлы, хлеб и все предметы транзитной торговли, провозимые из Китая, Сибири и обратно.

Пристани по р. Каме очень мало соответствуют своему названию и состоят по большей части из двух, трех амбаров, в воторых складываются товары. Они устроены преимущественно около городов, горных заводов, соляных промыслов и больших сел. При многих из них строятся суда для сплава местных произведений. Тем не менее суда не могут зимовать на своих пристанях, по не имению удобных мест. Чтобы весною не быть затертыми льдом, все суда и пароходы отводятся в так-называемые затоны или безопасные места, которые выбираются по возможности в недалеком расстоянии от пристани.

Исключение составляет весьма небольшое число пристаней, устроенных при устьях речек. Всего по Каме считается 19 пристаней.

В Соликамском уезде:

  1. Соликамская, на левом берегу, при устье речки Усолки.

  2. Дедюхинская, на левом берегу, при горном городе Дедюхине.

  3. Новоусольская, на правом берегу, при с. Новом-Усолье.

  4. Ленвенская, на левом берегу, при с. Ленве.

    На всех этих пристанях грузится преимущественно соль и отправляется большею частью весною. Этим временем пользуются для того, чтобы караван успел дойти до места назначения при высокой воде. Малейшее замедление в отправке судов с солью, может причинить замедление и остановку в пути, отчего легко может погибнуть весь груз.

  5. Пожевская, на правом берегу, при устье р. Пожвы.

  6. Чермосская , на правом берегу, при усть речки Чермос.

    На этих пристанях нагрузка и отправление судов бывает также только в весеннее время. Груз состоит почти исключительно из металлических изделий Пожевского и Чермосского заводов.

    В Пермском уезде:

  7. Слудская, на правом берегу, ниже устья р. Обвы, при с. Слудском. Нагрузка и отправление судов бывает только в весеннее время. Груз состоит преимущественно из овса и лесных материалов.

  8. Добрянская, на левом берегу.

  9. Палазнинская, на левом берегу.

  10. Мотовилихинская, на левом берегу при Мотовилихинском казенном заводе.

    Груз состоит нз металлов и металлических изделий заводов Добрянского, Палазнинского и Мотовилихинского

  11. Пермские, две, на левом берегу, при городе Перми, одна называется верхнею и находится при самом городе, другая называется нижней или Ильинской и находится несколько ниже города.

    Нагрузка и разгрузка судов происходит здесь в продолжение всей навигации. Пароходы и суда приходят и отходят почти ежедневно, но главное отправление судов с грузом происходит весною и летом перед Нижегородской ярмаркой. Отправляемый груз состоит из китайских чаев, пермской соли, металлических тяжестей и других произведений.

    В Оханском уезде:

  1. Нытвенская, на правом берегу, при устье речки Нытвы; здесь нагружаются суда исключительло металлами и отравляются весною.

  2. Таборская, на правом берегу, при с. Таборском. Нагрузка и отправление судов бывает весною. Груз состоит преимущественно из железа, овса и льняного семени.

  3. Оханская, на правом берегу, при г. Оханске. Нагрузка и разгрузка судов производится в продолжение всей навигации. Груз состоит из овса, ржаной муки, ржи, мочала и проч.

    В Пермском уезде:

  1. Юго-Камская, на левом берегу, при устье речки Юга. Нагрузка и отправление судов бывает преимущественно весною. Груз состоит из металлов, выделываемых на Юго-Камском заводе.

    В Осинском уезде:

  1. Осинская, на левом берегу, близ г. Осы. Нагрузка и отправление судов бывает в продолжение всей навигации. Главные статьи груза составляют овес, ржаная мука, спирт и мочала.

    В Оханском уезде:

  2. Рожественская или Пожевская, на правом берегу, при устье речки Пожевки; нагрузка и отправление судов бывает преимущественно весною. Груз состоит нз металлов, выделываемых на Рожественских заводах и коровьего масла.

    В Осинском уезде:

  3. Сайгатская, на левом берегу, при с. Сайгатском. Нагрузка и отправление судов бывает в продолжение всей навигации. Главные статьи груза составляют спирт, овес, кули и рогожи.

  4. Камбарская, на левом берегу, при устье речки Камбарки. При этой пристани находится гавань, образованная посредством запруды речки Камбарки. Суда для нагрузки и для зимовки вводятся в эту гавань. Нагрузка и отправление судов бывает два раза в год—весною и летом. Груз состоит преимущественно из железа, выделываемого на Камбарском заводе.

Народонаселение по р. Каме распределено весьма неравномерно. Местами берега её остаются, по настоящее время, совершенно пустынны на десятки верст, местами же населены довольно густо. Так как луговой берег затопляется весною на значительное расстояние, то все население группируется на нагорном берегу. В Чердынском уезде, особенно выше с. Бондюжского, население, чрезвычайно редко, деревни в два или три двора, расположены одна от другой на большом расстоянии. Жители этих мест Русские, а между с. Гаинским и д. Кривцы— Пермяки, занимаются рубкою и сплавом дров, охотою и рыбной ловлею и вообще очень бедны. Далее от с. Бондюжского население увеличивается, села и деревни становятся чаще и больше. Здесь занимаются, кроме рубки и сплава дров, постройкою судов и приготовлением разных деревянных изделий на продажу, как-то: лопат, кадок, саней и т. п. Кроме того, береговые жители занимаются звериными и рыбными промыслами и отчасти земледелием, которое идет вообще не успешно, по причине суровости климата и далеко не в состоянии удовлетворить нуждам народа. Из береговых населенных мест, в Соликамском уезде, замечательны: горный город Дедюхин, с.с. Новое-Усолье и Ленва, которых жители занимаются преимущественно вываркою соли. А весною, перед сплавом соляных караванов, население этих мест, как мужчины так и женщины, занимаются нагрузкою судов и по окончании снова принимаются за свои обыденные работы. Ниже с. Орел- городок население находится исключительно на правом берегу и сгруппировано около Пожевского н Чермосского горных заводов; главные занятия жителей составляют заводские работы, которые отнимают у крестьян большую часть времени. В остальных уездах береговое население состоит исключительно из Русских и занимается преимущественно хлебопашеством, кроме мест приписанных к горным заводам.



| © "Речная старина" Анатолий Талыгин 2006-2018 год. | Контактная страница. |